Папки-передвижки

История мордовской народной игрушки

Воронцова Наталья
История мордовской народной игрушки
▼ Скачать + Заказать документы

Современная культура Мордовии имеет свои истоки в многонациональном народном искусстве. Сохранение исторических ценностей мордовского народа - задача каждого педагога. Ведь ни в коем случае нельзя допустить, чтобы растворился язык народа, ассимилировалась его культура, ушли в прошлое образцы прикладного искусства. Игрушка народная — часть народной культуры. На территории Мордовии в основном делали глиняные и деревянные игрушки. Глиняные погремушки, шарики, топорики, миниатюрная посуда,фигурки животных и птиц. Производство глиняной игрушки получило широкое распространение в русских сёлах Инсарского, Краснослободского, Наровчатского и Саранского уезда. Игрушки, чаще свистульки в виде фигурок домашних, реже диких животных, птиц, всадников, барынь, лепили из целого куска красной глины, затем обжигали. Их отличали условность формы и скромность декоративного оформления в виде налепов, рельефных полос, пятен, нанесенных растительными красителями. Попытки возрождения глиняной игрушки народной предпринимались в конце 1930 — 40-х гг. на гончарном заводе в селе Шишкееве Рузаевского района. В 1970-х — начале 1990-х гг. в городе Рузаевке на комбинате строительных материалов местные художники изготавливали игрушки-свистульки, сувениры, покрывая их белым или цветным ангобом, прозрачной глазурью. В конце 19 — начале 20 в. производством токарно-резной игрушки народной в мордовском крае занимались отдельные семьи в селе Н. Усад и Желтоногово Краснослободского уезда. Игрушки расписывали, иногда украшали резным или выжженным узором. В 1920-е гг. с поступлением на рынок большого количества игрушек из села Полховский Майдан (ныне Нижегородской области) местные игрушки перестали изготавливать. С конца 1930-х гг. деревообрабатывающие комбинаты Ардатовского, Ельниковского, Краснослободского и Старошайговского районов начали производить игрушки народные на токарных станках. Наиболее популярными были матрёшки Мельцанского ДОКа (д. Гавриловка, с. Новая Фёдоровка Старошайговского района). В 1969 художник М. С. Шанин и В. Н. Батраков разработали первые образцы национальной матрёшки. Контуры эрзянской и мокшанской одежды намечали тушью, рисунок заполняли анилиновыми красками, покрывали лаком. В 1960—70-х гг. игрушки народные создавали художники Родионова и В. Ф. Козлова. В конце 1920-х гг. в мордовском крае на ярмарках, народных гуляньях продавали кукол-марионеток примитивной конструкции, отличавшихся своеобразным декоративным оформлением (резьба — И. В. Приказчиков, В. Ф. Махотин, одежда — М. Н. Махотина). С середины 1930-х гг. они стали первыми «артистами» кукольного театра, созданного в Саранске. Народная игрушка, которая изначально служила атрибутом для отправления религиозных обрядов, а именно защиты от злых духов, очищения помещений, отпугивала злые силы от ребенка. Сам образ, отраженный в игрушке, имел определенное значение. Птица в древности считалась посланницей Солнца, тепла и света, символом радости и счастья. Она сулила наступление весны, хороший урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли силу добра, счастье, защиту от злых духов. Не случайно, верх крыши дома до сих пор носит название «конек». Очень часто в народной игрушке, в том числе в замечательных деревянных игрушках села Подлесная Тавла, встречается знак Солнца, предмет особого поклонения наших предков. Волнистые или прямые линии, идущие сверху ’ вниз, означают небесную влагу или дождь, горизонтальные линии - землю-матушку. Точки между линиями - семена в земле. Смысл орнамента ясен: согретое солнцем и напоенное небесной влагой зерно прорастает - начинается новая жизнь! Такой игрушкой прогоняли злые силы с крестин, свадеб, благословляли молодых на продолжение рода.

Публикация «История мордовской народной игрушки» размещена в разделах

Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения.

Но, к сожалению, вы родители не покупаете своим детям народные игрушки. Хотя многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то ребенок не будет знаком с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Уважаемые родители! Мы надеемся, что вас заинтересовала данная тема и побудила вас познакомить вашего ребенка с богатым миром народной игрушки. Интересуйтесь сами и заинтересуйте вашего ребенка, ведь игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Публикации по теме:

Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала»Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала» Цель: познакомить детей с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Образовательные задачи: формировать умение слушать и передавать.

Фотоотчет о драматизации мордовской народной сказки «Как собака друга искала»Фотоотчет о драматизации мордовской народной сказки «Как собака друга искала» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет драматизации детьми старшей группы мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Фотоотчет о проведении мордовской народной игры «Бабушка»Фотоотчет о проведении мордовской народной игры «Бабушка» Мною была проведена мордовская народная игра "Бабушка"(«Бабасо» - эрз., «Баба» - мокш.) с целью познакомить детей с мордовской подвижной.

Фотоочерк «История вещей. Старые ёлочные игрушки»Фотоочерк «История вещей. Старые ёлочные игрушки» Украшение новогодней ёлки - замечательный процесс. Это настоящий ритуал, который существует в каждой семье. Он объединяет домочадцев, настраивает.

Консультация для родителей «История елочной игрушки в России»Консультация для родителей «История елочной игрушки в России» В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги.

Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки»Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки» Новогодний праздник, это, прежде всего, красивое наряженное новогоднее дерево – ёлка, сосна или пихта, а ожидание новогодней сказки, волшебства,.

Мастер-класс народной игрушки «Лошадка на палочке»Мастер-класс народной игрушки «Лошадка на палочке» Данный мастер-класс предназначен педагогам, родителям детей разных возрастов, творческим людям. Цель: изготовление народной игрушки своими.

Мини-музей «История елочной игрушки»Мини-музей «История елочной игрушки» Мини-музей «История елочной игрушки». Создание мини-музеев в нашем детском саду очень актуально. Это связано с тем, что многие наши родители.

Информация для папки-передвижки «История ёлочной игрушки»Информация для папки-передвижки «История ёлочной игрушки» Папка - передвижка "История ёлочной игрушки". Здравствуйте уважаемые коллеги и дорогие друзья! Хочу вас познакомить с историей новогодней.

Праздник «Народной Игрушки»Праздник «Народной Игрушки» Праздник «Народной игрушки»Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в детских садах все чаще проводятся русские народные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
История мордовской народной игрушки
Опубликовано: 19 января 2022 в 10:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «История мордовской народной игрушки» (включая файлы) размещена пользователем Воронцова Наталья (УИ 1810832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД