Любовь Бабич
Использование устного народного творчества на логопедических занятиях в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В современной жизни порой остается в стороне от детей устное народное творчество. От детей ускользает точность, выразительность и красота родного языка. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки, былинных героев- роботы- монстры. Но ведь знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим.
Публикация «Использование устного народного творчества на логопедических занятиях в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Венгерский поэт Ш. Петефи писал: «Что бы там ни говорили, а истинная поэзия - народная».
Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные фразы и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух ребенка. Те дети, которых укачивали под колыбельную, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, стали более творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову.
Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить словарь детей понятиями из устного народного творчества. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов. Большинство потешек- готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не
только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их
внутренний мир, сделать его более духовным.
Примерный речевой материал для развития словообразования.
IV. Усвоение имен существительных с уменьшительно- ласкательным
значением.
•Зимой бы съел грибок, да снег глубок.
•Съел кусочек с птичий носочек.
•Пушинка к пушинке- выйдет перинка.
•Без ручки кружечка- стаканчик.
•Невелика щучка, да зубок востер.
•Подал ручку, да подставил ножку.
•Будут цветочки, будут и ягодки.
•Около пчелки медок, около жучка - навоз.
•Не расти яблочку на елочке.
•По ниточке до клубка доходит.
•После дождика будет солнышко.
Работу над именами существительными можно проводить с помощью разных вопросов и заданий.
1. Какое слово обозначает маленький предмет? Про какой предмет говорится ласково?
2. Измените слово так, чтобы оно обозначало маленький предмет.
З. Как сделать ласкательную форму для имени?
4. Усвоение относительных прилагательных.
•Не бывать сосновой шишке на рябине.
•Смелому- медовые пышки, трусу- еловые шишки.
•На ивовую палку не опирайся, а глупому не доверяйся.
5. Усвоение притяжательных прилагательных.
•Петушиным гребнем головы не причешешь
•И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.
•Волк и в овечьей шерсти не укроется.