Папки-передвижки

Использование традиций народной культуры как средства духовно-нравственного воспитания младших дошкольников

Татьяна Дмитриевна Тагильцева
Использование традиций народной культуры как средства духовно-нравственного воспитания младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование традиций народной культуры как средства духовно-нравственного воспитания младших дошкольников»

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, формируется система духовно-нравственных ценностей, происходит накопление ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений.

Публикация «Использование традиций народной культуры как средства духовно-нравственного воспитания младших дошкольников» размещена в разделах

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Между тем доступность музыки не обусловливает ее высокую художественную ценность.

Думаю, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки.

Казалось бы, с одной стороны проблема формирования духовно–нравственной основы личности дошкольника на современном этапе развития образования и общества является очень актуальной, но с другой стороны она недостаточно разработана на практике, так как нет системы занятий по ознакомлению дошкольников с традициями национальной культуры и фольклором. В системе музыкального воспитания ощущается острая «нехватка» музыкального материала.

А также программа по которой мы работаем: «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. М. А. Васильевой и Н. Е. Вераксы, рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки.

Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.

Это разные жанры народных песен, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, бытовые обряды, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Новизна работы заключается в создании роботы, позволяющего во время образовательного процесса создать условия для систематического и комплексного изучения народных музыкально-обрядовых традиций посредством проведения музыкально-обрядовых праздников для обеспечения достаточно высокого уровня духовно-нравственного воспитания воспитанников.

Цель : приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.

Задачи :

Образовательные:

• Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, русскими народными играми, традиционными праздниками.

Развивающие:

Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей.

• Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Воспитательные :

• Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа.

1. Детский музыкальный песенный фольклор

Фольклор генетически заложен в каждом ребенке. Именно поэтому малыши очень быстро запоминают песни, воспроизводят их. Им близки и понятны образы природы, братьев меньших.

Поэтому начиная с начало года помимо попевки, пестушки которые звучали не только на занятиях но и в группах при режимных моментах (умывание, одевание, сон., а также в самостоятельной деятельности детей. Я использовала богатый материал календарного фольклора, который звучал не только для слушания, но и при проведении праздников, как музыка для занятийной деятельности.

В работе с детьми раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, наладить с ним контакт. В этом мне помогают песенки «Ладушки», «Сорока – сорока», «Идет коза рогатая», «Заинька».

Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т. д).

Ручками мы хлопним – хлоп хлоп хлоп

Ножки наши топнут – топ топ топ

Используя для музыкального аккомпанемента к таким песенкам русские народные мелодии : «Ах вы сени», «Ах ты береза» и. т. д.

Очень часто также звучат колыбельные так как первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают с колыбели, когда мама укачивает малыша и напевает на простейший мотив:

Баю-бай, баю - бай. Эти же колыбельные звучат на музыкальных занятиях, в режимных моментах, а также в игровой деятельности, где могут и сопровождаться потешками – прибаутками (Тега – тега потягушеньки. Потягушиньки, потягушеньки – порастушеньки).

2. Народная песня. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной темы, не требуют быстрого темпа. На праздниках добавляю хороводные песни: «Топ-топ, сапожок», «По малину в сад пойдём», «Во поле береза стояла».

3. Игровой фольклор. С игровым фольклором дети начинают знакомиться в младшем возрасте. Разучиваются народные игры-прибаутки.

С зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют). Затем проводятся игры с зайкой.

Появляется новый жанр - игровая песня: «Мы на луг ходили», «В хороводе были мы», «Ходит Ваня».

Вводится «обрядовая песня» (зимние колядки, масленичные, весенние заклички).

4. «Народные танцы. Хоровод». С младшего возраста дети приучаются водить хоровод – один из основных видов народной хореографии. Главная задача в этом возрасте – добиться плавности движений, доведения хоровода до окончания звучания музыки.

5. «Игра на детских музыкальных инструментах». Звучание русской народной музыки проявляется в игре на шумовых и ударных инструментах.

Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик, потом их действия становятся все более самостоятельными.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, погремушке, барабане, колокольчике.

6. Инсценировка народных обрядов, сказок. Начиная с младшего возраста дети участвуют в инсценировках сказок, обрядов, вначале с участием взрослых (воспитателей, родителей, затем – самостоятельно. Вводится знакомство с народными праздниками и обрядами в форме сказок, игровых представлений.

В нашем саду это был праздник – фестиваль «Белая береза», где дети совместно с родителями представляли культуру своего народа : песни, хороводы, игры, поэзию. В этом году это был фестиваль где была представлена выставка декоративно – прикладного творчества.

Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала.

Для активного приобщения воспитанников к общечеловеческим ценностям в музеи ДОУ. Детям предоставляется возможность познакомиться с предметами старины и быта, такими как, прялка, врубель и др.

Экскурсии в кабинет музыкального зала позволили воспитанникам детского сада увидеть русские народные инструменты : балалайку, рожок, трещетки, свистульки, дудочки, услышать их звучание.

В результате работы:

Дети

• Уверенно повторяют за педагогом движения.

• Активно включаться в творческий процесс.

• Познакомились с простыми приёмами игры на ударных инструментах.

• Уверенно подпевают повторяющиеся интонации в песнях.

• Научились разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.

Родители

Приняли участие:

Выставка декоративно – прикладного искусства: «Осеняя выставка», «Пасхальная», «Береза белая».

Родительском собрание тема выступления: «Знакомство с русскими народными инструментами».

Подготовка детей к праздниках.

Фестиваль «Береза белая».

Были предоставлены видеоотчеты в чат для родителей.

Таким образом, работа по данной теме показала эффективность ее использования.

Литература:

1. Доровеев Ю. Народный костюм : Знакомство детей с

русской национальной культурой, фольклором, традициями и обычаями – М : 2007.

2. Затеева Е. В. От родного порога: Программа-руководство

по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края – Барнаул: АКИПКРО, 2002.

3. Штанько. И. В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход - М. : ТЦ, 2007.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Экскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольниковЭкскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольников Нужно ли водить детей в храм? В настоящее время становится все больше таких вопросов. Молодые родители крестят своих детей по традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование традиций народной культуры как средства духовно-нравственного воспитания младших дошкольников
Опубликовано: 15 августа 2023 в 13:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование традиций народной культуры как средства духовно-нравственного воспитания младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дмитриевна Тагильцева (УИ 923322) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД