ольга мальцева
«Использование театрализованных игр в работе с детьми в ДОУ». Педагогический совет
В настоящее время происходит модернизация общего дошкольного образования. Сегодня важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Чувство неуверенности в себе, волнение, эмоциональная закрытость, робость страх перед выступлением иногда преследуют ребёнка достаточно долго и доставляют ему много неприятностей. А в век компьютерных технологий эта проблема становится более острой.
Публикация «„Использование театрализованных игр в работе с детьми в ДОУ“, Педагогический совет» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одним из направлений коррекции такого поведения является коллективная театрализованная деятельность.
Развитие театрализованной деятельности в детском саду происходит поэтапно:
Во II младшей группе пробуждаем у детей интерес к театрально – игровой деятельности, создаем условия для ее проведения, развиваем умение следить за развитием действия в играх – драматизациях и кукольных спектаклях, учим имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет, а также передавать эмоциональное состояние другого человека (мимикой, позой, жестом, движением).
В средней группе уже разыгрываем несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
В старшей группе учим детей чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. У детей воспитываем артистические качества, раскрываем творческий потенциал детей.
В подготовительной группе дети ставят спектакли, инсценировки русских - народных сказок, песен, литературных произведений. В этом возрасте у детей развивается самостоятельность в организации театрализованных выступлений, развивается эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения, использование мимики, жестов, поз, движений.
В нашей подготовительной к школе группе театрализованные игры пронизывают все режимные моменты: включаются во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых, в свободное время, осуществляемое в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная игра в НОД. Во время непосредственно образовательной деятельности мы включаем театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В образовательную деятельность вводим персонажей, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы. Чтобы прочувствовать образы героев, дети изображают их в разных видах продуктивной деятельности:
• Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Эпизоды из сказки», «Лиса и заяц», и др.
• Лепка: «Герои сказки «Колобок», «Декорации к сказкам», «Маша и медведь» и др.
• Оригами и конструирование из бумаги «Теремок», «Три поросенка» и др.
В свободную совместную деятельность детей и взрослых включаем игровые ситуации на прогулке, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов, игры – инсценировки, предлагаем детям такие игры как:
«Продолжи сказку» - направленную на активизацию творческого потенциала детей. Дети составляют продолжение известных сказок «Кот в сапогах», «Машенька и медведь». Подразумевается, что полюбившиеся герои должны оказаться в ситуациях, требующих от них сноровки, бытовых умений, знаний в различных областях, позволяющих успешно выйти из затруднительных положений.
«Сказки наизнанку» - кукольный или настольный театр по известной сказке. Дети придумывают вариант сказки, где характеристики героев изменены ( Пример: колобок – злой, а лиса добрая).
«Диктофон» - дети повторяют, что сказал герой (громко – тихо, во весь голос, медленно, по слогам).
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, более понравившиеся детям. Так, дети часто играют в Айболита, лечащего животных. Ребенок переодевается в Айболита, а дети, играющие роли животных одевают маски, имитируют движения, эмоции, действия каждого животного. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными. Дети испытывают неудовлетворенность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому с помощью театрализованных игр, игр – этюдов, игр – пантомим (жесты, поза, походки) показываем детям средства образной выразительности в исполнительской деятельности, которые стимулируют творческие проявления детей. Используем следующие игры : «Изобрази героя»(предлагаем изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать, «Лучшие друзья» (обучаем детей умению согласовывать свои действия с текстом и с другими детьми. Игра на интонирование слов ( детям предлагаем с различным интонированием проговорить привычные слова: «здравствуйте» - радостно, приветливо, небрежно, угрюмо; «до свидания» - с сожалением, с огорчением или надеждой на скорую встречу; «спасибо» - уверенно, нежно, нетерпеливо, обиженно; «извините» - неохотно, с раскаянием). Этюд «Хвастливый заяц» (Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный, этюды – настроение (развиваем умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов - Грустное настроение – брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта слегка опущены; Настроение радости – веселые глаза, приподнятые уголки рта. Игра – пантомима «Угадай, кого покажу» ( предлагаем детям разделиться на две команды: одни дети изображают, а другие угадывают. Пантомимически, передавая характерные особенности, иногда, помогая голосом, дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети меняются, Игра-пантомима «Угадай, кто попросился под грибок» (Ребенок, имитируя движения любого животного просится под грибок. Остальные дети пробуют догадаться, кто это). Большое внимание по речевому направлению уделяем обогащению словаря, активизации в речи детей устойчивых выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок.
Для совершенствования звукопроизношения активно используем комплексы артикуляционной гимнастики. Разучиваем скороговорки и чистоговорки.
Дети охотно играют в игры-драматизации и сюжетно – ролевые игры. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх – драматизациях дети лучше раскрепощаются, и в дальнейшем более активно идут на контакт.
Итогом всех театрализованных игр является спектакль. Его подготовке уделяется большое внимание: выбираются сказки, распределяются роли по желанию детей, готовятся декорации. Дети с удовольствием заучивают свои роли, иногда даже большие. Проигрывая каждую роль, мы показываем детям, как надо применять жесты и как выражать мимикой характер и настроение героя. В работе с детьми используем следующие виды кукольного театра : театр картинок, настольный театр, пальчиковый театр, театр игрушек, театр Би-ба-бо, театр тростевых кукол, театр масок.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. В процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
3. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико – интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
4. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
5. Развивается эмоционально – волевая сфера;
6. Происходит коррекция поведения;
7. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
8. Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.