Цивцивадзе Ольга Алексеевна
Работа со сказкой в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах:
1. Использование сказки, как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личности, личной жизни ребенка)
2. Рисование по мотивам сказки (свободные ассоциации проявляются в рисунке)
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека «хорошо - плохо»)
4. Проигрывание эпизодов сказки (дает возможность ребенку почувствовать эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции)
Темочки:
5. Использование сказки как притчи - нравоучения (подсказка варианта разрешения ситуации)
6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой)
Курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.
Основные приемы работы со сказкой
1. Анализ сказок
Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? - Кто из героев, вам больше всего понравился (не понравился) - Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки? - Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка. - Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка? - Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.
Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме, как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.
2. Рассказывание сказок
Данный прием помогает развитию фантазии, воображению. Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке.
Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Бабы-Яги или Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок:
3. Переписывание сказок
Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
4. Постановка сказки с помощью кукол
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
На данном этапе сказкотерапии используется три варианта кукол:
куклы марионетки.
пальчиковые куклы.
теневые куклы.
5. Сочинение сказок
Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослый может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Начало сказок может быть разным :
«Один раз пришел медведь к зайцу и говорит.»
«В некотором царстве, в некотором государстве, на опушке волшебного леса стоял маленький домик. Жил в нем…»
«Жил-был царь, и было у него три сына и одна дочь.»
Сочиняя сказку, ребенок осмысливает свой жизненный опыт, делится им, на бессознательно - символическом уровне строит планы на будущее.
Разнообразные формы работы со сказками совмещаются, комбинируются. Рассказывание и анализ сказок комбинируется с процессами создания кукол, сочинение собственных историй - с рисованием. В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия - это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.
Виды творческих работ по мотивам сказок
1. Знакомые герои в новых обстоятельствах
Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках, а могут быть (лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка, а возможно они застряли в лифте.
2. Коллаж из сказок
Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба - Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».
Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения…
3. Сказка от считалки
Считалка лаконична, рифма ее легка. От считалки к сочинительству переход прост – мы разучиваем считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.
Считалка:
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел
Гу –гу –гу, чу – чу- чу,
Я на волю полечу.
Начало сказки :
Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…
4. Сказки от «живых» капель и клякс
Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Дети, глядя на них, видят образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса? «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы полезны, развивают мышление и воображение. После этого, перейти к следующему этапу – дорисовать кляксы. В результате может получиться целый сюжет.
А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску и быстро наклоните ее в разные стороны – и появится какой–то образ. Сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель помогают сочинять сказки.
Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?
5. «А что потом?»
Этот метод полезен и интересен тем, что:
- мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;
- развивать воображение ребенка;
Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а коза и семеро козлят, построили себе неприступную крепость. Варианты всегда есть, они будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения.
6. Изменение ситуации в знакомых сказках
Мы в который раз рассказываем детям сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое, и этим побуждаем ребенка придумывать. «Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что – то другое». Путем рассуждений мы двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая- нибудь деталь от наряда. Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.
Сказка «ГУСИ – ЛЕБЕДИ»
Новая ситуация: на пути девочки встречается волк….
Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»
Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения…
Сказка «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
Новая ситуация: рыбка захотела сама встретиться со старухой…
7. Перевирание сказки
Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться.
«Колобок» : «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т. д. …» Важно удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики жестов.
8. Сказки, но по-новому
Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Дети привыкли к тому, что Колобок –добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Золушка и крошечка – Хаврошечка – трудолюбивые, скромные.
Сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Старая сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»
Сказка по – новому : козлята становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.
Старая сказка «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Сказка по – новому : злая Красная Шапочка, а волк добрый.
9. Сказки от превращений
Уметь в мыслях превратиться в кого угодно или во что угодно – это очень многое для ребенка, это начало фантазии и сочинительства.
Я превращаюсь * В кота
Начало сказки : скучно мне стало все время жаться возле хозяйки, и я пошагал на улицу.
Я превращаюсь * В бабочку
Начало сказки : как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды….
Я превращаюсь * В цветок
Начало сказки : жили – были я (ромашка) и василек…
10. «Салат из сказок»
Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т. д. Например: «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку, в кресле – Мальвину и т. д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.
11. Словесная режиссерская игра
Дети догадываются по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев и природных явлениях: «Какое настроение передают музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?»
12. Психогимнастика
Дети с помощью движений и мимики передают эмоциональное состояние героя (радость, удивление, бежит лисичка, идет корова, бежит на помощь и т. д.)
Важным, также является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой :
• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово, например, о лисе
«длиннохвостая», «пушистохвостая», «хитроумная»….
• произнести без гласных звуков какое – либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, «принцесса» – п р н ц с с, «Золушка»- з л ш к.
13. Словесное комментирование
Дети составляют словесное описание по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции.
14. Совместная словесная импровизация
Предложить детям разыграть отдельные эпизоды сказки, где главными героями становятся дети. Вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии
Хорошо известно, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. Поэтому важно научить ребенка не только устно сочинять сказки, но и показать ему новые возможности, которые открываются в жанре письменного общения друг с другом. Несомненно то, что, любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при собственном участии, т. к. на лицо соединение и взаимосвязь, речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.
Чтобы помочь детям уяснить смысл, идею сказки, авторы почти к каждому произведению предлагают пословицы и поговорки. Одни из них точно соотносятся со смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с детьми, мы помогаем лучше запомнить поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснить внутреннее содержание сказки. Так, разбирая содержание той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах.
Для развития речи детей автор советует чаще прибегать к такому методу, как придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведений. Например, сказка «Рукавичка». Автор предлагает следующие названия: «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей» и т. д. Работа со сказкой идет в нетрадиционном направлении. Поэтому в немалой степени способствует введение вместо привычного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для того, чтобы поддержать интерес к сказке и повернуть сюжет в новом направлении. На решение этих задач направлен метод, который условно назван «Введение частицы «не» (не репа выросла на грядке, а…., (не Красная Шапочка, а….) и т. д.