Ольга Николаевна Попова
Игры по краеведению в рамках дополнительной программы «Я люблю тебя, Таймыр»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время ФГОС ДО определяет работу дошкольного учреждения и рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, толерантности в условиях современного мира, понимания того, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь.
Публикация «Игры по краеведению в рамках дополнительной программы „Я люблю тебя, Таймыр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2020
Внедрение в образовательный процесс ДО регионального компонента (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Используя краеведение как метод экологического воспитания дошкольников, можно содействовать в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней; помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Для того чтобы более полно охватить все компоненты регионального содержания, мною была разработана дополнительная образовательная программа дошкольного возраста «Я люблю тебя, Таймыр», которая получила награду победителя в краевом конкурсе программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей «БиоТоп ПРОФИ».
Не один год использую в работе планшет из серии «Логико – Малыш».
Каждый раз дети с удовольствием играют и выполняют любые педагогические задачи. Главный секрет планшета в подвижных фишках, которые все сразу хотят потрогать, покрутить и передвинуть по траектории. Вот и еще один мотиватор для детей, только успеваю менять карточки с заданиями. Использую и наборы готовых карточек, и заменяю на свои авторские шаблоны с интересными заданиями для разного возраста и отдельно по темам.
Для занятий по ознакомлению с региональным компонентом готовлю карточки с картинками (геральдика, памятники города Норильск, животные, растения). Например, знакомимся с памятниками города - приготовила картинки, которые разделила на две группы: памятники и здания, обозначила их символами по цвету фишек. Справа в колонке два варианта ответа, ДА и НЕТ.
Ребенок выбирает на планшете цветную фишку – машинку, находит на шаблоне картинку с таким же цветом символа. Дети, умеющие читать, читают название объекта. Если ребенок не читает, он легко запоминает что ДА - красным цветом. Если это памятник, перемещают фишку в любой домик со словом ДА, если не памятник – к слову НЕТ. Далее называет объект полным названием (например, памятник Николаю Урванцеву, первому исследователю и геологу Таймыра, установлен., его местонахождение в городе.
Другой вариант, около каждой картинки ставлю метку, соответствующую цвету фишки - машинки. Ребенок выбирает понравившуюся фишку, разыскивает символ такого же цвета. называет объект. в колонке справа написаны названия этих объектов. ребенок читает и передвигает фишку к правильному названию объекта. если затрудняется читаю сама ему. ребенок намного легче запоминает информацию об объекте.
Благодаря разнообразным заданиям дети играют и развивают внимание, память, речь, логическое мышление, мелкую моторику и координацию рук, пополняется словарный запас.
Еще один метод, придуманный и используемый в работе. После знакомства с растениями, животными или народами и интересными, удивительными фактами о них. Устраиваем настоящие раскопки в подносе с пшеном, гречкой или другой мелкой крупой. Моя авторская игра - находилка «Раскопки». Заранее приготавливаю картинки, классифицируя их по теме, а для усложнения - картинки разных предметов. Для удобства – ламинирую. Дети кисточкой разгребают крупу и ищут заданный объект (объекты сгруппированы по темам).
Знаете, чем полезна эта игра – находилка «Раскопки»?
1. закрепляется материал. Раскопав в крупе объект (растение, животное, достопримечательность города, предмет быта малых народностей Таймыра, ребенок называет, кто/ что это. Как узнал, что интересного про него может сказать.
2. развивает внимание, память, в том числе и зрительную. В поисках какого – то одного объекта под слоем крупы ребенок запоминает, где расположены
другие.
3. развивается речь. Меняемся с ребенком ролями, и он загадывает объект по описанию. Теперь, например я, работаю кисточкой на подносе, где – то «случайно» ошибаюсь.