Светлана Чахеева
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Публикация «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Назрела необходимость собственных изменений.
«Актуальной задачей физического воспитания, - говориться в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен.
Педагогами нашего ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности.
Одним из приоритетных направлений работы нашего пед. коллектива является формирование представлений о здоровом образе жизни, внедрение новых инновационных подходов в образовательный процесс. Необходимо выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы дети сами добывали знания, на основе которых нашли пути для самостоятельного оздоровления. Успешность и действенность работы педагогов по внедрению инновационных технологий оказывает позитивное влияние на развитие нашего ДОУ. Мы должны не только принять новые стандарты, понять их смысл, но и сами разрабатывать и применять педагогические инновации в детском саду. Возникают вопросы: «Что же делать? Что изменить в своей работе? Каким образом получить дошкольникам знания? Раньше были специально организованные занятия, а что будет согласно новым стандартам? Раньше мы давали готовую информацию, а теперь детям необходимо самим креативно мыслить.
Модернизация – это изменение в соответствии с требованиями современности. И каждый педагог должен перестроить, изменить свою работу. Сегодня другое время, которое требует «нового» ребёнка, новых задач и путей их решения. Именно это подтолкнуло меня наметить цель и описать использование инновационных технологий в моей педагогической работе.
Цель: реализовать инновационные подходы к содержанию работы по формированию у детей здорового образа жизни.
Задачи:
1. формировать мотивацию к получению знаний о ЗОЖ и их применение в личной практике самого ребёнка;
2. развивать социальное партнерство и свободное общение с родителями в целях решения вопросов оздоровления детей;
3. создать пространственно-развивающую среду в формировании представлений о ЗОЖ.
Необходимо создать такие условия для детей, чтобы ребёнок сам добывал интересующую информацию и мог её самостоятельно использовать. Что нужно для этого сделать? Во-первых, надо создать интерес т. е. мотив. В этом поможет пространственно-развивающая среда. Инновационный подход в создании предметно-пространственной среды спортивного зала, групповых помещений, участков, мини стадиона позволил организовать её в виде спортивно - творческих комплексов, которые постоянно трансформируются и выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности физического развития детей, экспериментирования со спортинвентарём, физкультурным оборудованием и исследовательского интереса каждого ребёнка.
Рационально расположенное физ. оборудование, атрибуты в спортивном зале, максимально насыщенные физкультурные уголки, спорткомплексы в группе, на участке новым материалом и оборудованием организованы с учетом потребностей детей. Доступность и свобода выбора здесь даёт возможность каждому желающему здесь экспериментировать, выполнять свои движения, открывать для себя новое. Она помогает ребёнку поставить собственные цели, выбирать средства и способы её достижения, сделать собственные умозаключения, открывать что-то для себя новое и интересное. Такая среда привлекает детей, побуждает интерес к физическим упражнениям, действиям со спортивными снарядами, повышает двигательную активность, являясь своеобразной формой самообразования ребёнка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет и семья ребёнка. Правильно организованная работа с детьми и семьёй обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Родители выступают, как социальные партнёры в едином образовательном процессе. Социальное партнёрство – это один из инновационных подходов в образовании.
Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть живым источником – примером наличия открытого общения и доверительных отношений в семье: уважение к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания. Только тогда профилактические мероприятия дадут результат. Задачей обучения родителей как целевой подгруппы является умение вести диалог со своими детьми о ЗОЖ.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве,заложить основы ЗОЖ, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Включение родителей в совместный образовательный процесс позволило значительно повысить его эффективность. Партнёрство семьи и ДОУ в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагога и специалистов направлено на формирование ЗОЖ, развитие познавательских навыков, общения, положительных эмоций.
Так, администрацией детского сада были предложены билеты на выступление Купинского цирка, где главными участниками были подростки с 10 лет. Выступление артистов удивило детей. Они не могли понять, как дети могли выполнить настолько сложные трюки, гимнастические упражнения без страховки с уверенностью и с большим
удовольствием. То, что дети увидели эмоционально потрясло их. Свои впечатления, эмоции они отразили в ярких позитивных рисунках, в которых отслеживалось желание быть похожими на юных артистов, восторг и восхищение.
Возникла проблема, как стать такими же смелыми, ловкими, гибкими, здоровыми. Создавшийся мотив позволил нацелить детей на сбор соответствующей информации, где главными помощниками стали родители. Предварительно для родителей была организована консультация силами инструктора по физо, медсестры, воспитателей по данной теме.
Собрали информацию, изучили её и рассмотрели предложения детей – что делать с ней. Вынесли решение организовать спортивный кружок по подгруппам, где девочки и мальчики занимаются отдельно с учетом их индивидуальных способностей и возможностей (гендерный подход, что даёт возможность развивать в девочках гибкость, пластику, грациозность, а в мальчиках выносливость, силу, ловкость и добиться высоких показателей в физическом развитии (использую в работе социально-оздоровительную технологию Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», в основе которой лежит комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых определена в понятие «здоровый образ жизни ребёнка», ритмическую гимнастику, спортивные танцы, акробатические упражнения по программе Я. В. Яковлевой и Р. А. Юдиной «Театр физического развития и оздоровление детей дошкольного возраста»).
Дети стали социальными партнёрами в работе с родителями по привлечению их в совместную деятельность – приобретение костюмов, изготовление необходимой атрибутики, оформления своими руками.
Полученная информация помогла детям понять, что с готовыми физическими способностями не рождаются их приобретают в течении всей жизни усиленными тренировками. Процесс тренировок проходил в игровой форме, где дети осваивали не только новые движения, но и получали положительные эмоции. У девочек приобреталась гибкость, пластика, грациозность, у мальчиков – сила, ловкость, выносливость. У детей появилось желание показать всё то, чему они научились родителям и общественности.
Для родителей, детей и педагогов ДОУ был представлен праздник «Мы любим цирк» и выставка детских рисунков о цирке силами кружка. Одним из
номеров программы циркового представления было выступление девочек – аэробика (в стиле «чирлидинг»). Этот номер программы вызвал восторг у всех и поэтому был выставлен на районный уровень - фестиваль аэробики «Майские звёздочки», который был посвящён Международному дню семьи.
Родители, как социальные партнёры, приняли самое активное участие в организации поездки в Дом детства, в съёмке видеофильма и как самая активная группа поддержки.
«Но больше всех произвела впечатление команда детского сада «Берёзка» под названием «Конфетти». Девчонки настолько яркие, гармоничные, задорные, гибкие… Пожалуй тут не хватит слов, чтобы описать их выступление.» - говорится в статье «Майские звёздочки» районной газеты Сельский труженик от 25.05.2013 г. (автор Н. Зотова). Всех детей наградили медалями и грамотой. Это явилось результатом использования инновационных технологий в моей педагогической практике.
Выпускники нашего детского сада переходят на следующий этап образования – в школу №1. В школе организована цирковая студия, которую возглавляет Н. Г. Большаков (худ. руководитель Купинского детского цирка). Наши выпускники продолжили занятия в цирковой студии. В этом послеживается преемственность работы детского сада и школы.
На наш взгляд, положительных результатов и эффектов мы добились благодаря новым инновационным подходам и переориентации ролевых позиций субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, превращая их в субъектов совместной или двигательно-оздоровительной, творческой деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.