Наталья Быстрова
Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Войдёт компьютер в детство,
Войдёт с грядущим веком.
Не зря же ИКТ
Мы прочно увлеклись.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. Мощный поток информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Компьютер стал необходимым и важным атрибутом в жизни не только взрослых, но и детей. Практически в каждой семье есть компьютер, но не все родители задумываются о пользе и вреде, которые может принести компьютер маленькому ребёнку. Ведь зачастую, дети за компьютером предоставлены сами себе, родители не всегда отслеживают содержание компьютерных игр, что может нанести вред физическому и психическому здоровью ребёнка. Компьютер входит в жизнь ребёнка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Педагогам сегодня предъявляются новые требования к обучению и использованию информационно - компьютерных технологий в работе с детьми. Компьютеризация школьного образования в нашей стране имеет почти двадцатилетнюю историю, но в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Педагоги-дошкольники должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий и их возможностей. И я не исключение. Я сторонник использования ИКТ в педагогической практике, так как считаю, что для того, чтобы общаться с ребенком на одном языке, педагог должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, в частности информационными. Самостоятельно освоив работу на компьютере, я применяю свои знания в работе с детьми. Прежде всего, я хочу сказать, что не учу детей непосредственно работать на компьютере. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня, что использование информационно-компьютерных технологий в педагогической практике открывает новые возможности для развития детей.
Публикация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Целью моего опыта является - формирование у детей дошкольного возраста целостного представления об окружающем мире посредством использования современных информационно-компьютерных технологий.
В педагогической деятельности я использую те программы, технологии и методики ИКТ, которые смогли бы мне помочь сделать педагогический процесс наиболее интересным и развивающим и те, которые смогут облегчить работу воспитателя. Вот некоторые области, в которых я применению ИКТ
1. работа с детьми при организации непосредственно-образовательной деятельности;
2. методическая работа;
3. самообразование;
4. работа с родителями.
Большое внимание в своей педагогической практике я уделяю использованию мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности. Программа PowerPoint позволяет собрать все необходимые материалы по теме, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на экране. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, аудио и видео аппаратуры. Мультимедийные презентации дают возможность представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде в память детей.
Я создала презентации по разным темам :
• живая и неживая природа;
• предметный мир;
• явления общественной жизни;
• формирование элементарных математических представлений;
• развитие психических процессов;
• развитие речи.
В своих презентациях я использую загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал, взятый из энциклопедий для детей и из поисковой сети Интернет. Также в качестве мультимедийных презентаций я использую видеофрагменты, интерактивные схемы и модели.
Схемы и модели на слайдах презентаций позволяют мне наглядно показать детям процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды в природе, свойства веществ и др. Презентация даёт возможность моделировать и показать ребёнку такие жизненные ситуации как, например, процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги.
Мне нравится использовать презентации, потому что это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Я отметила, что даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение продолжительного времени, с огромным интересом воспринимают информацию, представленную в таком виде на экране, да еще если она сопровождается различными играми, музыкой. Дети моей группы воспринимают мультимедийные презентации как обучающий мини -мультик, как электронную звуковую книжку с красивыми картинками, которая способна рассказать им об окружающем мире не выходя из дома и не летая в дальние страны. Работая по данной теме, я ещё раз убедилась, что маленькому ребёнку «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», потому что у него преобладает пока что наглядно-образное мышление. Он лучше запоминает тогда, когда можно одновременно услышать, рассмотреть, подействовать, либо оценить действие конкретного объекта.
Я использую презентации на разных этапах образовательной деятельности :
1. во вступительной части, где я объясняю цель и содержание последующей работы, показываю слайды с изображением, указывающим на тему.
2. при изучении общих понятий явлений, законов, процессов мои слова являются основным источником знаний, а изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.
3. при изучении нового материала я использую наглядное изображение в качестве зрительной опоры, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
4. для систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. При этом повторение материала может происходить с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.
Углублённо работая по данной теме я отметила следующие преимущества использования информационно-компьютерных технологий перед традиционными средствами обучения:
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика подачи материала способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
• Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, и т. д. ;
• Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
• Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
• Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, я всегда помню заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Я считаю, что применение компьютера для обучения дошкольников – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы.