Ирина Николаевна Кечаева
«Использование ИКТ в Развитии связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВОСПИТАНИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Воспитатели высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР - детский сад № 229
Кечаева Ирина Николаевна
Силкина Светлана Дмитриевна
Публикация «„Использование ИКТ в Развитии связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Успешное овладение связной устной речью поможет ребенку легко справиться с требованиями школы: правильно и быстро отвечать на вопросы, в логической последовательности передавать содержание литературного произведения, находить объяснения различным явлениям природы, общественной жизни и др.
В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
Тема развития связной речи детей относится к образовательной области «Речевое развитие» по ФГС ДО (1, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В начале работы было проведено 2 вида обследования развития речи детей :
Овладение умениями и навыками в области «Коммуникация» по методике Н. В. Верещагиной.
обследование речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.
В связной речи анализировались следующие критерии: содержательность, композиция высказывания, грамматическая правильность построения предложений, разнообразные способы связей между предложениями, разнообразие лексических средств. Среди данных компонентов ниже оценки в композиции высказывания (наличие частей, следовательно,использование моделирования, которое поможет усвоить композицию высказывания, будет наиболее эффективным.
Анализируя сводные результаты обследования развития речи детей видно, что речевое развитие в основном соответствует возрасту детей, хотя есть недостатки, особенно в связной речи (описание, самостоятельный рассказ детей).
На основании результатов двух видов обследования особенностей речевого развития детей мы поставили перед собой следующую
Цель работы: Содействовать развитию связной речи детей с использованием метода моделирования.
Задачи:
Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога).
Создавать условия практического овладения нормами речи.
Развивать речевое творчество.
Воспитывать культуру общения.
Для решения нами использовались разнообразные методики и технологии:
Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Н. Новгород, ТЦ. «Издательский салон», 2009 год.
Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. – ТЦ: Владос, 2003 год.
Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М. – ТЦ, Сфера, 2008 год.
В развитии связной речи особую роль играет использование разнообразных средств: изобразительная наглядность, реальные предметы, художественная литература, различные виды детской деятельности.
В качестве современного средства нами используются информационно – коммуникативные технологии. Применение ИКТ в работе с дошкольниками имеет неоценимое уникальное значение:
1. Оптимизация и повышение качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ с опорой на последние достижения в области информатизации.
2. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
3. Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания с использованием ИКТ.
4. Повышение педагогической культуры родителей.
5. Трансляция педагогического опыта на широкую общественность.
6. Повышение престижности и рейтинга ДОУ.
В современном мире информационно - коммуникационные технологии помогают воспитателям не только шагать в ногу со временем, но и в работе с детьми. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. Сегодня педагоги и психологи отмечают, что современные дети отличаются от предыдущих поколений. Они с легкостью осваивают сложную игрушку - трансформер, но с трудом решают логическую задачу. Они долго могут играть в компьютерные игры с существами, обитающими в иных мирах, но придумать свою сказочную историю для них очень сложно. И что делать нам, педагогам-дошкольникам? Сегодня отношение педагогической общественности к использованию ИКТ в работе с детьми противоположное. Одни утверждают, что в дошкольном возрасте вообще не надо использовать информационные технологии; другие, наоборот, создают для детей полностью открытое информационное пространство, практически без ограничений. Но обе позиции не решают проблему современного ребенка. Они оставляют его одного, предоставляя самому определяться в безграничном мире информации и технологий. Поэтому, перед современными педагогами стоит важнейшая задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ.
В развитии речи воспитанников информационно – коммуникативные технологии используются следующим образом :
1) Использование компьютерной наглядности при обогащении словаря, развитии связной речи, лексической стороны, при составлении высказываний ( компьютерная наглядность обладает специальными характеристиками: привлекательность, яркость, новизна). Мультимедиа дает возможность представить информацию на большом экране с помощью фото, видеографики, анимации, звука. В группе создается обстановка, в которой дети выражают эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.
2) Создание интерактивного материала по развитию речи использования его в работе с воспитанниками. Этот материал создается под определенные задачи работы, например, дифференциация звуков – презентация «Звуки», расширение словаря – презентации «Игрушки», «Животные» и т. д.
3) Создание интерактивных моделей для развития связного высказывания. Дети связывают на экране картинки последовательного сюжета в соответствии с моделями Л. В. Красильниковой и обязательное составление связных высказываний ребенка.
4) Организация работы с родителями в различении информации о задачах, методах, средствах речевого развития и на консультациях, и семинарах, и на сайте МБДОУ.
При использовании ИКТ в развитии связной речи воспитанников решаются задачи речевого развития :
повысилась содержательность и связность монологической речи детей.
повысилась речевая активность детей.
развилось речевое творчество детей.
развились психические процессы детей, особенно мышление.
Список литературы:
ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки № 1155 от 17 октября 2013 года. - 28 стр.
Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Н. Новгород, ТЦ. «Издательский салон», 2009 год. -159 стр.
Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. – ТЦ: Владос, 2003 год. - 287 стр.
Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М. – ТЦ, Сфера, 2008 год. - 235 стр.