Ирина Фомина
Инструкция по развитию речи или как правильно развивать речь ребенка дома
▼ Скачать + Заказать документы
«Инструкция развития речи», или как развивать речь малыша дома.
С года до 2 лет.
Если родители тщательно развивали речь малыша, то в период с 15 до 18
месяцев должен произойти скачок, когда словарный запас ребенка, заботливо
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
формируемый взрослыми переходит из пассивного состояния в активное.
Другими словами, ребенок начинает пользоваться словами, называя ими
определенные предметы или действия, обозначая ситуацию. И очень важно)
в ожидании этого момента, а также и после него, не прекращать занятия,
направленные на освоение речевого навыка.
Повторение звуков и слов
Продолжая взаимодействие с игрушками (вспомним нашу киску, следует
вводить в ситуацию новый элемент – побуждать ребенка проговаривать звук,
который говорит животное: «Как говорит киска? Киска говорит «мяу». Надя,
скажи, как говорит киска?» Это способствует выведению слов из пассивного
словаря в активный.
Рассматривание книжек и стихов, их обсуждение
1 год и чуть старше – это время, когда рекомендуется расширить круг
чтения ребенка и предлагать ему рассматривать книжки для детей с
интересными яркими картинками и понятными простыми стихами и сказками.
Это действительно целое поле для развития речи и других
интеллектуальных способностей: можно и читать, и рассматривать
изображения, обсуждать, называть предметы, цвета, искать на картинке чтолибо и т. д.
Важно делать это все взрослому и ребенку вместе, и не единожды, а
повторяя изо дня в день. Читать нужно обязательно с выражением, на разные
голоса и с разной интонацией, как того требует текст. Монотонное чтение
кроху не заинтересует, и занятие не принесет ни удовольствия, ни пользы.
Вербальное участие в диалоге со взрослыми
Необходимо запомнить: возраст от 1,5 до 2 лет уже предполагает участие
ребенка в диалоге вербально. Если раньше достаточно было того, что на вопрос
«Где?» малыш показывал искомый предмет, то сейчас вопросы и задания
должны предполагать простой словесный ответ: «Как лает собачка?», «Кто
пришел?», «Давай позовем папу. Как позовем папу?»
Договаривание стихов
После полутора лет ребенок уже способен справиться с таким заданием,
как договаривание стишков. Ведь те стихи, которые вы уже изучили с
малышом путем многократного повторения, уже наверняка ему запомнились.
При чтении попробуйте не договорить последнее слово строфы и
попросите кроху закончить стишок, при этом можно беззвучно произнести
слово, активно шевеля губами, чтобы ребенок понял, что от него хотят.
Подобное чтение стихотворений может стать одним из любимых ваших
совместных занятий. Со временем можно будет побуждать малыша
договаривать слово в каждой строке. Вы и не заметите и приятно будете
удивлены, когда он самостоятельно расскажет стих целиком.
Расширение словарного запаса, построение фраз
Как и раньше, взрослым важно комментировать всё и вся – дома, на
прогулке, во время игры, продолжая развивать словарный запас ребенка и
давать ему пример правильного построения фраз.
Это даст малышу возможность к 20 месяцам строить фразы уже из 2-3
слов. А чтобы речевые возможности ребенка воплощались на практике, не
забываем создавать ситуации общения. Другими словами задавайте вопросы, на
которые ребенок в 2 года сможет ответить.
С 2 до 3 лет.
В этот период речевое развитие ребенка идет в трех направлениях :
- продолжает увеличиваться словарный и понятийный запас;
- проявляются попытки строить более сложные фразы ( из двух частей:
«Мишка спит, а зайка гуляет», с подчинительными союзами «потому что»,
«когда» и др)
- улучшается звучание речи : выправляются шипящие, свистящие звуки,
даже соноры Л и Р могут появиться (для этого хорошо подходят чистоговорки
и скороговорки).
Маленький «почемучка»
Практически беспрерывное комментирование можно заменить ответами
на вопросы малыша. Скорее всего вопросов будет очень много, поэтому
молчать родителям по-прежнему не придется. Главное – отвечать доступным
для ребенка языком и не перегружать лишней информацией.
Сюжетная игра
В этом возрасте ребенку уже интересно проигрывать различные ситуации
с любимыми игрушками. Это будет уже игра с сюжетом, которая предполагает
и реальную, и речевую ситуацию. Например, можно предложить напоить
игрушки чаем, комментируя «Давай расставим посудку. Кому чашку и ложку?
Какого цвета эта кружечка? Кто будет пить чай?»
Такая игра будет развивать мыслительные способности ребенка и
побуждать его использовать слова, соответствующие ситуации.