Екатерина Ямщикова
ИКТ как средство повышения качества музыкального воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«ИКТ – как средство повышения качества музыкального воспитания в детском саду»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий, которые помогут организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Публикация «ИКТ как средство повышения качества музыкального воспитания в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности :
1. Слушание музыки : компьютерные презентации, которые созданы мной или готовые взяты в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение.
2. Пение: этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому электронные иллюстрации к различным песням, помогают детям уяснить значения непонятных слов.
3. Музыкально-ритмические движения, игры, танцы: качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков («Ку-ко-ша», «Танцы для детей», «Танцуй, малыш! Суворова»). Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.
4. Музыкально-дидактические игры : также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.
5. Обучении игре на детских музыкальных инструментах : использую изображения музыкальных инструментов, их звукоизвлечение. Мультимедийные и интерактивные дидактические игры для навыков игры и развитию чувства ритма у ребёнка. Видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, развивают инициативность и активность. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным, так как по сравнению с традиционными формами обучения мультимедиа обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает ребёнка.
Для музыкального руководителя, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям. Умение пользоваться компьютером и мультимедийным оборудованием позволяет использовать готовые современные музыкально-дидактические игры, разрабатывать и создавать совместно с детьми мультимедийные дидактические материалы и эффективно применять их на практике.
При создании мультимедийных пособий и музыкальных дидактических игр можно использовать следующие компьютерные программы:
1. "Power point" (программа презентаций)
2. ProShow Product (программа для создания видео);
3. Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);
4. Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);
5. Киностудия Windows Life (монтаж видео и изображений, программа создания фильмов и видеороликов)
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться своим опытом использования ИКТ-технологии в обучение игры на музыкальных инструментах. Предлагая детям познакомиться с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением, использую готовые мультимедийные музыкально-дидактические игры, такие как
«Музыкальные загадки», «Страна Инструменталия»,
«Музыкальные сказки», «Прятки с инструментами»,«Что лишнее?»
Для знакомства с симфоническими музыкальными инструментами и их звучанием, а так же роли каждого в оркестре, мне помогает музыкальная сказка «Петя и волк» Прокофьева.
Давайте, коллеги поиграем в одну из них: «Музыкальная угадай-ка»…
Такого рода готовых игр и заданий большое количество можно найти в паутине Интернет. Многие педагоги размещают на своих сайтах авторские разработки дидактических игр по всем областям дошкольного образования.
«Весёлые капельки», «Маленькие барабанщики», «Ложки деревянные», «Ритмическая азбука», «Ритмические игрушки»
- эти игры использую для развития чувства ритма.
Прошу обратить ваше внимание коллеги, на экран: Игра «Чей ритм?»
Для формирования и закрепления навыков и умений игры на музыкальных инструментах у дошкольников подойдут, к примеру, музыкально-дидактические игры
«Бременские музыканты»,
«Шумовой оркестр» (на различные знакомые мелодии и песенки, «Музыкальный остров», «Весёлые музыканты».
А вы коллеги, готовы стать настоящим оркестром? Разрешите мне быть вашим дирижёром? Предлагаю присутствующим в зале по желанию выбрать музыкальный инструмент из предложенных на столе:
Детский оркестр «В траве сидел кузнечик»
Играя и развиваясь с помощью подобного дидактического материала, дети старшего возраста иногда и сами не прочь примерить на себя роль разработчиков музыкально-дидактических игр. Которые в дальнейшем будут использовать сами и научат играть младших товарищей.
Творческий процесс детей захватывает быстро, открывая всесторонние способности и знания ребёнка. Вот и мы с ребятами творчески поработали.
- Старшая группа «Солнышко» сделали игру для младших дошкольников «Послушай, как звучит!» (на занятие знакомтво с музыкальными инструментами и их звукоизвлечении);
- Дети подготовительной группы «Радуга», придумали создать музыкально-дидактическую игру «Инструментальное караоке», по мотивам детской музыкальной программы «Король караоке», ребята решили, что вместо слов и букв – бегущая строка из изображений и картинок музыкальных инструментов (для закрепления детей средней и старшей группы умений и навыков игре на музыкальных инструментах);
- И в группе «Родничок» тоже полным ходом идёт подготовка к проведению игры «Угадай, чья мелодия?», для мам и бабушек к празднику 8 марта.
Фото и видеофрагменты.
(Для рефлексии) Одна из технологий в работе педагога – Сказкотерапия. И её можно использовать в обучении игре на музыкальных инструментах, Развивая память, мышление, воображение, фантазию и творческие способности ребёнка;
Участникам семинара предлагается проиграть сказку - шумелку «Мышиная история» с помощью музыкальных инструментов.
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(Стучим пальчиками по барабану или коробке)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки
(Ударяем палочкой по металлофону)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(Ударяем по треугольнику)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды. Они грызли орешки.
(Используем деревянные ложки)
Грызли зёрнышки
(Проводим палочкой по ксилофону)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(Играем на деревянных погремушках и маракасах)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками
(Проводим палочкой по ксилофону)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер
(погремушки, маракасы, ксилофон и ложки).
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(Ударяем палочкой по металлофону и треугольнику).
Современные компьютерные задания не заменят привычных методов и технологий работы, но будет являться привлекательным источником информации, наглядности и активизации детей в игре на музыкальных инструментах.
Использование интерактивных мультимедийных музыкально-дидактических игр и пособий обогащает методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей.
Использование ИКТ - технологий способствуют воспитанию интереса к музыкальной культуре и развитию музыкально-сенсорных способностей у всех детей без исключения, тем самым повышая качество образования.