Комендантова Елена Владимировна
Игры народов России
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.
Веселые подвижные игры - это наше богатство. Они созданы народом, также как и сказки, и песни.
Игры народов России имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в лапту,горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням. А провожали зиму всегда весело и задорно, с песнями и плясками.
Публикация «Игры народов России» размещена в разделах
- Игры для детей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Народные подвижные игры включают следующие образовательные задачи:
совершенствование техники выполнения движений,
формирование осознанного использования приобретённых навыков в различных условиях,
целенаправленное развитие физических качеств,
побуждение детей к проявлению морально-волевых качеств,
развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации различных форм двигательной активности,
поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений.
Эти игры оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.
Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Методика проведения народных подвижных игр в целом ничем не отличается от проведения подвижной игры и включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов
- словесный;
- наглядный;
-практический.
Словесный метод:
- рассказы об игре, её правилах;
- объяснение значений старинных слов;
-заучивание текста народных игр.
Наглядный метод:
- рассматривание иллюстраций к играм, предметов старинной утвари, мебели, костюмов,показ презентаций.
Практический метод:
- проведение игр;
- изготовление атрибутов к играм;
Народные игры для детей, по большей части, - игры коллективные. Благодаря им, ребенок учится общаться в коллективе, договариваться, следовать общим правилам, чувствовать свою принадлежность к группе, а через игру – к народу, нации. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере.
Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.
При проведении подвижных игр учитываются возрастные особенности детей, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения. Так же можно подобрать национальное музыкальное сопровождение. Каждая игра начинается с выбора водящего, чаще всего это происходит с помощью считалки, она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Например, русская народная считалка :
Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетёт,
Тот в игре водить идёт!
Народные подвижные игры можно разделить на четыре раздела.
Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Люди всегда трепетно относились к ней, берегли ее, прославляли. Сюда относятся такие игры, как: «Гуси-лебеди», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки»,«У медведя во бору», «Цапля и лягушки», и другие.
С историческим наследием народа знакомит второй раздел – «Быт народа», в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят игры : «Корзинки»,«Каравай», «Птицелов», «Удочка», «Золотые ворота»
С большим интересом современные дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры : «Жмурки», «Игровая», «Ловишка», «Лапта», «Третий – лишний», «Льдинки, ветер и мороз»
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры : «Тяни в круг», «Бой петухов», «Бои на бревне», «Перетягивание каната»
Народные игры актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш компьютеризированный век. Дети с удовольствием принимают в них участие. Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.
Народные подвижные игры являются не только средством физического и духовного формирования человека, но в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.
Народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость!