Ульяна Докучаева
Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам
▼ Скачать
Так как игры эти бессловесные (почти все) они подходят для логопедических детей с нарушением речи (говорит взрослый).
1 «Общение без слов».
В каждую игру вводится свой язык «условных сигналов».
Например, игра: «Жизнь в лесу».
Публикация «Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам» размещена в разделах
Воспитатель предлагает детям представить себе, что они оказались в лесу и говорят на разных языках. Но ведь нужно как-то общаться. Как спросить? Как выразить своё доброжелательное отношение, не сказав ни слова. «Чтобы задать вопрос хлопаем своей ладонью по ладошке товарища (показать). Чтобы ответить, что всё хорошо – наклоняем голову к его плечу. Хотим выразить дружбу - ласково гладит по голове или плечу (показать).
Содержание таких игр, равные права, запрет на слова снимают напряжение, страх того, что кто-то кого-то может обидеть. Доброжелательное отношение снимает, ослабляет защитные барьеры, направляет внимание друг на друга.
В эти игры нелегко вовлечь проблемного ребёнка, поэтому важно, чтобы в паре с ним был взрослый.
2 «Игры, развивающие внимание к сверстнику».
Их цель: сформировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание.
Многие дети настолько сосредоточены на себе, на своём «Я», что сверстники для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. Чтобы убедится в этом, попросите ребёнка рассказать о сверстнике. В место развёрнутого ответа можно услышать «Он меня обижает», «Он со мною дружит». Воспитательная задача этого этапа – отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «Я».
Игра «Общий круг» - умение поздороваться друг с другом глазами.
3 «Согласованность действий».
Задача этих игр – научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умение действовать с учётом потребностей и поведением других.
Игра «Сороконожка».
4 «Общие переживания».
Эти игры направлены на переживание общих эмоций. Совместное переживание объединяет детей, порождать чувство близости.
Игра «Кто смешнее засмеётся».
5 «Взаимопомощь в игре».
На этом этапе используются игры, требующие от детей взаимопомощи, проявление сопереживания и сорадования.
Игра «День помощника».
6 «Добрые слова и пожелания».
Самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (жалобы, ругательства). До этого этапа в играх действовал запрет на слова. Только после прохождения всех пяти этапов и преобладания в группе дружелюбной и спокойной атмосферы можно переходить к шестому этапу, состоящему из игр, специально направлениях на словесное выражение своего отношения к другому. Эти игры учат видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей.
Игра «Комплементы».
7 «Помощь в совместной деятельности».
В этих играх дети делятся со сверстниками и помогают друг другу в процессе совместной деятельности. Они соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.
Игра «Закончи рисунки».
Система игр, их описание смотри в приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.
"Жизнь в лесу"
Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей ситуацию:"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать. Как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь-ласково гладим по голове (готовы? Тогда начинаем. ". Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
"Добрые эльфы"
Рассаживаем детей в круг. "Когда-то давным давно люди, борясь за выживание. работали днем и ночью. Они очень уставали. Сжалились над ними эльфы и с наступление ночи они стали прилетать к людям и нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром. полные сил приступали к работе. Сейчас мы с вами разыграем древних людей и эльфов". Разыгрывается бессловесное действие.
"Птенцы"
Рассаживаем детей в свободном порядке. Воспитатель рассказывает о том как появляются птенцы на свет. Как они пробиваю клювиком скорлупу, выходят наружу. Для них все ново- и запах цветов, и травка, и цветы. Затем дети рассказанное показываю. Птенцы не умеют говорить, а только пищат.
"Ожившие игрушки"
Воспитатель рассаживает детей по кругу. Воспитатель:"Вы знаете, что когда приходит ночь, то все игрушки оживают. Закройте глаза и представьте свою любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал".