Александра Смирнова
«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».
▼ Скачать +Заказ
Мастер – класс
«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».
Подготовила: воспитатель
1-й квалификационной категории
МДОУ №15
Смирнова Александра Вячеславовна
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, ориентирует нас, педагогов дошкольных учреждений, на гендерный подход в воспитании детей.
Публикация «„Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
I. Выступление педагога: обоснование актуальности проблемы гендерного воспитания, представление опыта работы.
«Как нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью.
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка.
Начиная работу по гендерному воспитанию, я видоизменила и пополнила предметно-пространственную среду группы, так как:
• девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой, играют в ограниченном пространстве.
• мальчикам, наоборот - необходимо более широкое пространство,
как правило, неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки.
Также необходимо организовывать игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому я предложила детям персонажа: зайчиху – маму и ее деток. Провела беседу с родителями на тему: «Полоролевое различие младших дошкольников» Родители меня поддержали и приобрели симпатичных зайчиков. Дети были в восторге. С помощью персонажей зайчика – мальчика, зайчика-девочки я могла «удержать» внимание детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность. Придумывала игровую мотивацию, например: «У мамы - зайчихи день рождение, нам нужно сделать подарок». Это стимулировало детей к выполнению задания. В конце игрового сеанса приходила всегда мама - зайчиха. Оценивала результат и давала детям направление дальнейшей игровой деятельности с учетом гендерных особенностей ( например: покатать на машине, покормить).
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
II.Совместная деятельность педагога – мастера с детьми младшего
возраста по гендерному воспитанию
Вид деятельности: игра
Тема: «Сказочная страна мальчиков и девочек».
Задачи развития:
1. Познавательное развитие: помогать познавать самих себя, систематизировать знания о
поло-ролевой идентификации. Учить оценивать стили поведения, высказывать своё к ним
отношение.
2. Социально-коммуникативное развитие : формировать стремление утвердится в половой
принадлежности, учить детей творчески использовать возможности способов игры.
3. Физическое развитие: продолжать учить детей идентифицировать свою половую
принадлежность, связанную с физическими возможностями девочки / мальчика, мужчины/
женщины.
4. Речевое развитие: продолжать рассказывать о себе, как о представителе определённого
пола, передавать словами жизненные впечатления. Развивать связную речь.
5. Художественно-эстетическое развитие: закрепление способов нетрадиционного
рисования ладошками
Предварительная работа:
разучивание стихотворений о девочках/мальчиках, вежливых словах;
отгадывание загадок-обманок; проведение символических игр; разучивание пальчиковой гимнастики «Дружба», психогимнастики; рисование способами нетрадиционной техники.
Материал и оборудование: Аудиозапись песни: «Улыбка»; пение птиц; строительный набор; мяч; игрушки для мальчиков и девочек; два панно с изображением Жар- птицы без хвостиков; краска голубого и розового цвета; карточки - символы.
Ход игровой деятельности.
Дети слушают аудиозапись песни: «Улыбка».
-Какая замечательная песенка! Вам нравится? На улице ясно, светит яркое солнышко! Я вижу ваши добрые улыбки! Какие красивые, весёлые в нашей группе дети.
Я знаю, вы очень любите играть. Хотите поиграть в игру : «Мальчики и девочки»? Я буду бросать вам мяч, а вы расскажите какие вы? Начинают девочки. Какие наши мальчики? (сильные, смелые, ловкие, весёлые). А какие наши девочки? (аккуратные, нежные, ласковые). Кто из девочек, прочитает стихотворение о себе?
«Мы - девчонки, это значит - скромные, приятные
И во всех делах очень аккуратные.
Любим в кукол и посуду мы с подружками играть
И подснежники весною на пригорке собирать
А поплачем мы немножко - это не считается.
Потому, что мы - девчонки, нам это разрешается».
Воспитатель: Мальчики, что вы расскажете о себе?
«Пусть плачут сосульки и ржавые вёдра
И мокрые шляпы: кап-кап.
Но мы ведь мужчины, реветь без причины
Нельзя нам по чину никак.
Ведь мы же мальчишки, а значит - мужчины.
Мы слёз не покажем никак!»
Воспитатель: Да, мальчики и девочки очень отличаются друг от друга. Девочки не плачут по любому поводу, стараются быть нежными. Девочки не лезут в драку и сами никогда её не начинают. Мальчик, который хочет быть сильным, никогда не обидит девочку. Такой мальчик умеет защищать девочек, прощать обиды. Расскажите, а чем вы любите заниматься?
Символическая /игра : «Больше всего я люблю. ; Когда я вырасту я. ; Когда стану папой я. ; Мне радостно, когда я. ; Если бы я был девочкой».
Воспитатель: Молодцы. А вы, любите сказки? Предлагаю, взявшись за руки отправиться в сказочную страну Мальчиков и Девочек. Аудиозапись: «Пение птиц». «Когда-то очень, очень давно Мальчики и Девочки в этой стране жили дружно и весело. Однажды они поспорили, кто из них главнее. И поссорились так сильно, что стали жить отдельно друг от друга, и построили вот эту высокую кирпичную стену, чтобы никогда не видеть друг друга. Вы хотите, помочь им подружиться и никогда не ссориться? Дети, посмотрите здесь карточки - задания. Нам нужно постараться выполнить все задания правильно: 1 карточка Игра : «Надо дружно играть вместе».
-Мальчик и Девочка не могут играть вместе, потому, что мальчику не нравятся игрушки девочек, а девочке - игрушки мальчиков. Найдите игрушки, которые понравятся им обоим.
2 Карточка. Д/ и: «Нужно делиться с друзьями» «Найдите такую картинку».
Давайте вспомним историю про жадного пса.
Физкультминутка: «Жадный пёс» (имитация движений).
Жадный пёс дров принёс,
Воды наносил, тесто замесил
Пирогов напёк, в уголочке сел
И сам всё съел
Воспитатель: - Хотели бы вы иметь такого жадного друга? У нас есть такие в группе? Дети подумайте и скажите, а какими вещами нельзя делиться даже с самым лучшим другом (личными). Молодцы. А какие личные вещи вы знаете?
Дети называют
Воспитатель: (идём по тропинке). Знак «Вежливый»
Игра : «Я - вежливый».
«Зазеленеет старый пень, когда услышит…. Добрый день!»
«Если больше есть не в силах, скажем доброе. Спасибо!»
«Когда ругают за шалости, мы говорим. Прости, пожалуйста!»
Молодцы. Давайте вспомним стихотворение, которое называется «Важные слова»
(рассказывают все дети).
Слова «До свиданья», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым
В троллейбусе, в парке, в школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
В. Кудлачев
Воспитатель: - Посмотрите, а стена треснула! Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Мальчики и девочки помирились и теперь они опять вместе. Скажите, а вы - дружные ребята? (дружные). Какими бывают дружные дети? (не ссорятся, делятся игрушками, говорят друг другу добрые слова).
Психогимнастика «Птенчик».
(Дети представляют в руках птенчика)
-Давайте его согреем своим дыханием. А теперь прижмите его к своей груди и согрейте его, пусть он послушает, как бьется ваше сердце, сердце друга. Вот уже птенчик отогрелся, расправил свои крылья и полетел. Пусть птенчик дружбы живет у нас в группе.
Дети, мой хороший друг нарисовал эту сказочную жар-птицу и попросил вас дорисовать её, а потом подарить мальчикам и девочкам этой сказочной страны. Вы, согласны? Разогреем ладошки?
Пальчиковая гимнастика: «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(пальцы обеих рук ритмично соединяются в замок)
Очень крепко дружат маленькие пальчики
(ритмическое касание пальцев обеих рук)
Раз,два, три, четыре, пять начинай считать опять
(поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать
(руки вниз - встряхнуть кистями рук).
Дети рисуют хвост жар-птицы. После выполнения работы рассматривают хвост выполненный ручками мальчиков и девочек, отмечают их отличие.
Воспитатель: Нам пора возвращаться. Мальчики и девочки
возьмитесь за ручки и скажите друг другу приятные слова.
Игра : «Комплимент».
Закроем глазки, повернё мся на месте и скажем: «Повернись, покружись, дома окажись».
Беседа: где мы были, что узнали, чему научились?
Я предлагаю вашему вниманию организацию игрового сеанса, его примерную конструкцию.
Покажу при помощи чего я привлекаю и удерживаю внимание и интерес детей. Какие использую методы и приемы для воспитания гендерной социлизации младших дошкольников.
Чтобы отвлечь детей от их игр и повседневных занятий, я, например, включаю фонограмму с записью детской песенки, напимер «Улыбка». Я их мотивирую на предстоящую деятельность, говоря,например, о том, что сегодня за окном светит солнышко, замечательная погода. Хвалю их: «какие у вас приветливые лица, красивые улыбки». «Я знаю, что вы любите играть» - предлагаю поиграть в игру «Мальчики и девочки».
Проводится игра с мячом, мальчики, возвращающие мне мяч, рассказывают о девочках и – наоборот. Тем самым, мы отмечаем наличие признаков мужественности и женственности.
Во время подготовки к подобной игре, поручаю родителям некоторых детей выучить с ними стихи, которые характеризуют гендерные различия. И во время игры, эти стихи звучат - поддерживается интерес детей и закрепляются знания о гендерных особенностях.
Очень интересный прием – символическая игра (с ее помощью мы закрепляем знания детей о представлении обоих полов, их типичных характеристиках и особенностях)
Я предлагаю детям подумать и закончить мысль:
больше всего я люблю…
когда я вырасту, я…
когда стану папой (мамой) я…
мне радостно, когда я…
если бы я был девочкой (мальчиком…
Чтобы подогреть интерес, предлагаю отправиться в путешествие, в страну мальчиков и девочек. Использую записи, например, голосов птиц и изображение на ИКТ.
Здесь, главное, обозначить проблему. Жители страны однажды поспорили, кто из них главнее, поссорились и построили стену, чтобы не видеть друг друга. Мотивация – хотим помирить. Главная мысль – нет превосходства одного пола над другим, хотя, безусловно, у них много различий. Помочь детям понять, что хотя мальчики и девочки отличаются друг от друга, все они одинаково ценны и у них есть много общего.
В процессе работы дети получают различные задания, которые помогут им в повседневных делах вести себя правильным образом, понимать мысли и чувства другого, делиться игрушками, идти на компромисс, чтобы сохранить дружеские отношения, уступать.
Игра «Надо дружно играть вместе» - дети определяют, какие игры и игрушки одинаково интересны, как мальчикам, так и девочкам, учить находить то, что объединяет.
Игра «Нужно делиться с друзьями» - помогает находить решения, идти на компромисс, идентифицировать игрушки.
Для смены деятельности и разрядки применяю физкультминутки, тоже по данной тематике.
«Жадный пес» - несет смысловую нагрузку, наглядно показывая, что некрасиво быть жадным, что с таким никто не хочет играть.
Отдохнули, продолжаем путешествие.
Игра «Я вежливый» - вспоминаем правила вежливости и закрепляем вежливые слова. Можно использовать коллективное декламирование, стихи учим в режимные моменты.
Обращаем внимание детей, что они хорошо справились с заданием – результат – стена треснула. Мальчики и девочки помирились. Переносим на себя. А мы дружные?
Психогимнастика «Птенчик» - настраивает на доброе, нежное, ласковое отношение друг к другу.
В заключении используем смену деятельности – рисование (нетрадицион. Техника, ладошками) хвоста сказочной птицы (мальчики – один, девочки - другой). Затем сравниваем, чем отличаются. У мальчиков ладошки крупнее, но изображения одинаково красивые.
Возвращаемся из путешествия, напоследок игра «Комплимент» (говорим друг другу приятные слова)
«Повернись, покружись, дома окажись»
Поощрение : либо сладкое угощение от жителей страны, либо медальки.