Елена Киселевич
Развлечение «Художники — умельцы» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое развлечение для детей старшего возраста по народному декоративно-прикладному искусству России.
Цель: закрепление знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве России, видах росписи.
Развлечение сопровождается показом слайдов и видео. В зале оформлена выставка образцов различных росписей - предметов быта, игрушек, детской мебели, костюмов, а также выставка детских работ.
Под музыку дети забегают в зал и садятся на стулья по периметру зала.
Публикация «Развлечение „Художники — умельцы“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
Дети одеты в костюмы, определенного стиля, который они представляют.
Ведущая - Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о русских народных промыслах. Долгое время мы с вами изучали различные росписи, краски, цвета, характерные для этих росписей. А ещё способы рисования, изображения рисунков. А сегодня я предлагаю устроить настоящий праздник народных промыслов. Вы согласны? (ответы детей).
Но ни один праздник в России не проходит без музыки, песни и танца. Поэтому, и мы с вами начнём наш праздник с хоровода «Ах, улица».
Хоровод «Ах, улица». По окончании дети садятся на свои места.
1. «Гжель».
Ведущая - Ну, а теперь, ребята, давайте вспомним, как же называются росписи, с которыми вы знакомились. Обращает внимание на выставку «гжель». Что это роспись? (ответы детей).
Ведущая - Сине белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно, издали пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
Дети выходят, читает:
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе - ее названье «гжель»,
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера, на чашку, легко перенесла
Дети садятся.
Ведущая - Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются?
Почему Гжель называют сине - голубой? Какую посуду делали гжельские мастера?
В конце рассказа воспитатель берёт картинку с изображением изделия в стиле «гжель» и закрепляет на магнитной доске - в дальнейшем она нам пригодится!
2. «Городец»
Ведущий - Ну а теперь давайте вспомним, что это за роспись (ответы детей). Кто нам о ней расскажет?
Дети читают стихи:
Есть на Волге город древний под названьем Городец.
Славиться по всей России своей росписью творец.
Если взглянешь на дощечки, - ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо - птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают!
Дети садятся на свои места.
Ведущий - Посмотрите, какие цвета красок используют городецкие мастера-художники при росписи? Назовите их.
А что изготавливают мастера городецкой росписи? Что они расписывают? (Например, ответы: городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера).
В конце рассказа воспитатель берёт картинку с изображением изделия в стиле «городец» и прикрепляет на доску
3. «Хохлома»
Ведущий – Ну, а это что за роспись? (ответы детей). Расскажите о ней.
Выходят дети, читают:
Наша чудо – хохлома весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые, а может, солнцем залитые.
Ведущий – Скажите, дети, какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.) А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как травинки наклоняются, завиваются, закручиваются, когда дует ветер»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.
В конце рассказа воспитатель берёт картинку с изображением изделия в стиле «хохлома» и прикрепляет на доску
3. «Дымка»
Ведущий – Ну, а это что за красота? Что за роспись? Может кто-то знает, как она называется? Нравится ли вам эти игрушки? (ответы детей)
Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
А какими узорами их расписывают, просто залюбуешься. Называйте элементы росписи, которые вам знакомы. Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горит ярко-ярко. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.
Выходят дети. Презентация костюмов в стиле «Дымка»
1. Приготовьте свои ушки, - это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке хочется нам рассказать.
2. Эти вятские игрушки, словно радуга весной,
Радуют нас красотою яркой краски расписной.
3. Скоморохи, водоноски, барыни и петухи –
Украшают их полоски, клетки, точки и круги.
4. Красный, жёлтый и зелёный, алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне этой дымки расписной.
5. Барышня
Я барышня – красотка, подбоченившись, стою;
Платье яркое, кокошник - вся сверкаю и горю.
Брови чёрные дугою, глазки, щёчки, алый рот.
Только я взмахну рукою, всяк со мною в пляс пойдёт. (танцует)
6. Индюк
Я индюк нарядный, весь такой я ладный.
У меня у индюка все расписаны бока.
Крылья важно распущу, всех нарядом удивлю,
Посмотрите: пышный хвост у меня не так уж прост-
Точно солнечный цветок!
А высокий гребешок, красный высоко горя,
как корона у царя.
7. Водоноска.
За студёною водицей водоноска – молодица.
Как лебёдушка плыву, вёдра красные несу
Песню тихую пою.
8. Скоморох с балалайкой
8. Я мальчишка весельчак, и на выдумки мастак.
Балагурю и пляшу, да честной народ смешу!
В штанах, рубашке, колпаке, балалаечка – в руке!
Мой наряд совсем не плох! Дымковский я скоморох!
9. Няня.
В кокошнике няня, на руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня.
Когда подрастёшь, не забудь няню.
Ребёнок (барышня)
Знает промысел народный вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня этот русский сувенир.
Дети садятся на свои места.
В конце рассказа воспитатель берёт картинку с изображением изделия в стиле «хохлома» и прикрепляет на доску.
Затем ведущий обращает внимание на доски, на которой закреплены картинки с росписями.
Ведущий – Мы вспомнили росписи «хохлома», «гжель», «городец», «дымково». И сейчас я хочу ещё раз проверить ваши знания и вашу внимательность. Мы поиграем в игру. Вам нужно будет отдельные элементы каждой росписи расположить к нужной картине. Например, все элементы рисунка «гжель» нужно поместить под картиной «гжель».
Игра «Рассортируй элементы росписи». Приготовить: 2(4) магнитные доски, 4 картины с изображением изделий с росписями, 4 набора отдельных элементов росписей, 2 стола.
В конце игры ведущий оценивает с детьми правильность выполнения задания.
Ведущий – Я знаю, что, в любой росписи можно увидеть растения, животных и птиц. А вы знаете, игры, связанные с птицами? (ответы детей – игра «тетёра»). Давайте сейчас в неё поиграем.
Игра «Тетёра».
Ведущий – Ребята, мы с вами уже рассортировали элементы каждой росписи, и сейчас я предлагаю создать коллективную работу – украсить этими элементами наши пока не законченные картины.
«Коллективная аппликация». Дети работают подгруппами. Необходимо закончить не до конца оформленную работу. Приготовить: изображение – основу, отдельные элементы росписи, клей, салфетки.
Ведущий – Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.
Видеоролик «Народные промыслы».
Далее предлагаем детям оформить выставку в группе.