Юлия Стучаева
Характеристика тревожного и гиперактивного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Тревожность — это состояние нервно-психического напряжения, которое
препятствует успешности, тормозит деятельность, ухудшает ее результативность. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, когда она сопровождается низкой результативностью и отрицательными оценками, переживается болезненно, особенно в детском возрасте.
Характерными проявлениями тревожности являются :
- Беспокойство
- Раздражительность
- Слезливость
- Пассивность и скованность
Публикация «Характеристика тревожного и гиперактивного ребенка» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
- Неадекватные реакции
- Возможные покраснения, тики, заикание
Причины тревожности :
1. обусловленность психодинамическими свойствами (чаще наблюдается у холериков и меланхоликов)
2. формирование под влиянием типа семейного воспитания
3. тревогу порождает собственный опыт неудач
4. тревожность может возникать и у детей с хорошей результативностью и с высоким положением в группе (обусловлена чрезмерными притязаниями дошкольника и одновременно боязнью оказаться не на высоте собственных требований)
Пути преодоления тревожности :
1. попытаться ликвидировать основные причины возникновения тревожности, т. е.
- повысить самооценку
- вселить уверенность
- обучить навыкам общения и взаимодействия с другими
- обеспечить условия для высокой результативности деятельности
2. настрой ребенка на эмоциональное состояние успеха («Помнишь, в первый раз у тебя хорошо получилось»)
3. научить улыбаться для снятия напряжения
4. учить детей специальному дыханию в ситуации тревоги (вдох вдвое длиннее, чем выдох, задержка дыхания)
5. «мысленная тренировка» - проигрывать ситуацию тревоги как до совершения действия, так и после (сыграть сильный страх, тревогу, боязнь)
6. ободрение, вселение уверенности (улыбка, сочувствие, погладить по спине, похлопать по плечу и т. д.)
Недопустимо усиливать тревожность ребенка страхом наказания, как само наказание, кроме наказания огорчением самого взрослого, так и предчувствие и боязнь его должны быть устранены.
Гиперактивные дети — этот тип доставляет большие неприятности как родителям, так и воспитателям. Дети, не соблюдающие нормы и правила взаимодействия, делают это сознательно, чаще всего в силу незнания этих норм и правил, некоторого личностного инфантилизма, а также в силу преобладания непроизвольных форм поведения. Они ведут себя спонтанно, без элементарного планирования и выбора оптимальных способов реагирования. Это приводит к конфликтам со сверстниками и взрослыми, негативному эмоциональному реагированию.
Дети с «повышенной энергетикой» проявляют любознательность, склонность к экспериментированию: «Что будет, если сунуть шпильку в розетку?». Однако, это можно поддержать, поставить на «научную основу», т. е. сделать контролируемой, тогда многие негативные явления снимаются, а желание проявить себя и высокая любознательность останутся и будут позитивно развиваться.
Тактика поведения с гиперактивными детьми :
- главное — быть последовательным и постоянным
- важно говорить медленно и спокойно
- следует стараться сохранить спокойствие и держать себя в руках, заранее подготовившись к возможному конфликту, реагировать на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка
- необходимо избегать непрерывных одергиваний и запретов «не смей!», «прекрати», «нельзя»
- отделять поведение ребенка, которое мешает не нравиться от его личности
- обеспечить гиперактивному ребенку строгий режим
- быть терпеливым, показать и объяснять по несколько раз
- если надо заняться чем-то одним, остальное- убрать, чтобы не мешало
- дать постоянное поручение в пределах возможного
- следует предупреждать и распознавать сигналы, предупреждающие о взрыве
- отвлечь ребенка и обсудить конфликтную ситуацию
- зная о повышенной возбудимости ребенка включать в игру не более 2-3 детей
-нельзя жалеть, дразнить, бояться гиперактивного ребенка, относиться к нему снисходительно
- согласованная тактика воспитателей и родителей по отношению к ребенку.
Таким образом, учитывая данные характеристики, можно строить дальнейшую работу с детьми.