МААМ-картинки

«Хантыйское стойбище». Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента (старший дошкольный возраст)

ИРИНА АСАЛИЕВА
«Хантыйское стойбище». Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

«Хантыйское стойбище».

Образовательная область «Познание», старший дошкольный возраст

Задачи:

образовательные:

продолжать знакомить детей с жизнью и бытом коренных народов округа.

развивающие:

развивать умение понимать и принимать другие народы такими, какие они есть.

воспитательные:

Публикация «„Хантыйское стойбище“, Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

воспитывать интерес и желание больше узнать о жизни и быте коренных народов; гуманное отношение к природе.

Материал. 12 жердей, мех, нарты, облас, туеса, две половицы, камни для очага, котел, циновки.

Обогащение и активизация словаря: туес, жердь, очаг, облос нарты, лабаз, половицы, циновки.

Ход занятия

Педагог. Ребята послушайте стихотворение, оно мне очень нравится. скажите о каком крое пишет поэт?

Песня о Приобье

Встает рассвет над тихими озерами,

И манит лес полянами зелеными,

Люблю бродить в реке, играя волнами,

Спугнув мальков на тихой теплой отмели.

«Люблю тебя, мой край, в метели снежные

люблю моей Оби разливы вешние».

Нельзя забыть твои места красивые,

Столетних сосен и березок с ивами.

Ты смотришь на меня глазами синими,

Люблю тебя, мое Приобье милое.

Е. Донченко

Дети стихотворение о нашем крае

Педагог. Почему вы так думаете?

Дети рассуждают по содержанию

Педагог. А как называется наш город?

Ответы детей?

Педагог. В каком округе мы живем?

Ответы детей?

Педагог. Почему он так называется?

Дети: потому что коренные жители ханты и манси и в честь них округ назван.

Педагог. Чем занимаются коренные жители?

Дети: охотой и рыболовством.

Педагог. Правильно, а еще оленеводством. Кем является олень для хантов.

Дети: олени для нас дом, мы накрываем оленьими шкурами чум, транспорт, другой в тундре не проедет, одежду мы шьем из оленьих шкур, это еще и

Педагог. Давайте подойдем к столу, на котором расположен уголок «Родного края» и внимательно рассмотрим его.

Дети рассматривают макет.

Педагог. Покажите и назовите предметы которые вы знаете объясните как они используются народом ханты.

Дети: по очереди называют предметы быта, и рассказывают о их назначении.

Педагог. Ребята, скажите, хорошо ли живется нашим ханты в этом стойбище.

Дети нет, не хорошо

Педагог. Почему вы так думаете?

Дети: у них нет дома.

Педагог. Как называется дом у хантов?

Дети: чум

Педагог. Почему ханты свой дом – чум строят из жердей?

Дети: чтобы быстро сворачивать его и разворачивать и легко перевозить.

Педагог. Как ханты находят место для чума?

Дети: Место подбирается ровное и сухое. Оно должно находиться недалеко от тайги и от реки.

Педагог. Давайте посмотрим у нас хорошее место для чума?

Ответов детей.

Педагог. Для того чтобы чум стоял крепко нам понадобится кольцо и три жерди.

Дети вместе с педагогом подбирают кольцо, надевают его на три жерди, укрепляют треног. Затем каждый из детей ставят следующие жерди так, чтобы они не упали.

Педагог. Ну, вот основание чума мы построили. В центре чума находится что?

Дети: очаг, его делают их камней.

Педагог. Почему ханты не бросают мусор в огонь?

Выслушать все варианты ответов детей.

Педагог. Правильно это делать нельзя, потому что огонь священен, он живой. Над очагом повесим котел. С двух сторон от очага мы положим половицы, доски на них будем сидеть, есть и даже спать. Весь пол накроем мехом. С одной стороны от очага – женская половина, с другой мужская. Женщина на мужскую половину не заходит – нельзя. Не ходит она и через чум тоже нельзя. Ну, вот чум внутри убран. А снаружи мы его накроем шкурой.

Педагог. У педагога коробка с утварью. Посмотрите, что это? Чье это

Дети: это туеса, изделие из бисера (достают примеряют, его поставим на женскую половину, а в другом гвоздики, его поставим на мужскую половину. Это детская колыбелька – на женскую половину.

Педагог. Красивый чум получился, а теперь давайте украсим его хантыйский национальным орнаментом.

Дети делают орнамент, украшают чум.

Проделана большая работа, стойбище разбито. В чуме можно жить. Сделал дело, гуляй смело. Ребята, в какие игры любят играть хантыйские дети?

Ответы детей.

Педагог. У меня есть любимая хантыйская игра, я вас сейчас научу.

Игра: «Поймай оленя»

Дети: Дети садятся на стульчики, звучит музыка, входит девочка в национальном костюме

Девочка. Здравствуйте, примите от нас небольшие сувениры. Мы их сами сделали.

Публикации по теме:

Презентация к конспекту занятия «Путешествие в хантыйскую сказку» младшая группа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение,.

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Хантыйское стойбище». Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 30 марта 2014 в 15:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Хантыйское стойбище». Конспект занятия по реализации национально-регионального компонента (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА АСАЛИЕВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД