Юлия Кузнецова
Гиперактивный ребенок причины и помощь
▼ Скачать + Заказать документы
Тема доклада: «Гиперактивный ребенок причины и помощь»
Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д.
Портрет гиперактивного ребенка.
Публикация «Гиперактивный ребенок причины и помощь» размещена в разделах
Гиперактивный ребенок находится в постоянно движении и просто не может себя контролировать, даже если он устанет он продолжает двигаться, а когда силы на исходе начинает истерить и плакать. Этого ребенка не возможно уложить спать, даже если он уснет, то его сон будет беспокойным. Гиперактивный ребенок часто провоцирует конфликты, не может контролировать свою агрессию (дерется, толкается и т. д.). Ребенок не управляемый не реагирует на запреты и ограничения. Быстро и много говорить, глотает слова, перебивает, не дослушивает.
Причины гиперактивности.
Генетические (наследственная предрасположенность); биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы); опасности первых лет жизни; социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания); неправильное питание; дефицит питательных элементов; окружающая среда.
Работа с гиперактивным ребенком.
- Организовывать работу с ребенком лучше в первой половине дня;
- Делить работу на более короткие, но частые периоды, обязательно использовать физкультминутки;
- Уменшать рабочую нагрузку ребенка;
- Посалить ребенка во время занятия рядом с взрослым;
- Договориться с ребенком о тех или иных действиях заранее;
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции;
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;
- Поощрять ребенка сразу, неокладывая на более поздний срок;
- Предоставлять ребенку право выбора;
- Оставаться спокойным.
Особое внимание уделять индивидуальной работе. Не следует заставлять ребенка заниматься больше, чем он сможет. Когда проходит занятие, необходимо до минимума ограничить отвлекающие факторы. Инструкции для гиперактивного ребенка должны содержать не более 10 слов, быть конкретными. Его необходимо чаще поощрять, по возможности старайтесь игнорировать вызывающее поведение ребенка.
Игры для гиперактивных детей.
Для гиперактивных детей подходят игры на сосредоточение внимания, нацеленные на развитие произвольности, самоконтроля; малоподвижные игры, тренирующие психические процессы; игры, снимающие мышечное, психоэмоциональное напряжение; игры на согласованность действий с другими детьми, игры-сотрудничества; игры-эмитации, игры с двигательной импровизацией, проявлением невербальной выразительности.
При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивгых детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно.
Игра «Найди отличие» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Игра «Разговор с руками» (Шевцова И. В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина
Игра «Кричалки—шепталки—молчалки» (Шевцова И. В)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».
Игра «Час тишины и час «можно»» (Кряжева Н. Л., 1997)
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д.
«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).
«Клубочек»
Цель: Обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.
Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше
и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что этот клубочек не простой,
а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать,
так сразу же успокаивается.
Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз,
как почувствует, что он огорчен, устал или «завёлся».
Рекомендации для родителей
Родители гиперактивного ребенка должны проявлять твердость и последовательность в воспитании, строить взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии, избегайте с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой завышенных требований к ребенку. Также помните, что поступки ребенка не всегда бывают умышленными, контролировать поведение нужно не навязывая ему жестких правил. Старайтесь избегать слов «нет» и «нельзя». Повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз, если ребенок совершил какой-то поступок лучше не настаивать на том, чтобы он обязательно принес извинения. Выслушайте то, что хочет сказать ребенок.
Измените, микроклимат в семье: уделяйте больше внимания, проводите вместе досуг, не допускайте ссор в присутствии ребенка.
Также необходимо организовать режим дня и место для занятий. Для гиперактивного ребенка нужен твердый распорядок дня, оградить ребенка от длительного занятия на компьютере и просмотр телепередач. Показывать, как лучше выполнять задание, не отвлекаясь. Убрать по возможности отвлекающие факторы во время выполнения занятия. Родители должны помнить, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Не прибегайте к физическому наказанию! Но если наказать нужно, то лучше использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка. Чаще хвалите ребенка. Составьте список обязанностей ребенка, постепенно расширяете круг обязанностей, но предварительно обсудив их с ребенком. Поручения ребенку должны соответствовать его уровню развития, возрасту и способностям. Нельзя разрешать откладывать выполнение заданий на другое время, нужно помочь приступить в выполнению этого задания, так как это самый трудный этап для него. Воспитывайте в ребенке навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией. Объясните ребенку его проблемы и научите с ними справляться. Придумайте систему вознаграждений за хорошее выполнение заданий и наказаний за плохое поведение. Можно использовать бальную или знаковую систему.
Родители должны помнить, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже лет. Но затрачеyные усилия непременно принесут свой результат.