Надежда Ильина
Формирование у детей комплексного алгоритма обследования объектов
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее ярко и образно со своими интересами и потребностями, возможностями и способностями ребенок познает мир сам. Отсюда у любого ребенка есть потребность все трогать, пробовать на вкус, по возможности разобрать на части, попытаться найти подходящее слово, нарисовать.
С. Л. Рубенштейн подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка лишь в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет её. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного воспитания.
Публикация «Формирование у детей комплексного алгоритма обследования объектов» размещена в разделах
Развитие мыслящего человека невозможно без живого, активного интереса к окружающему миру, который доставляет необходимую исходную информацию для мышления, причем информация эта должна быть открыта самим субъектом, а не предоставлена ему в готовом виде. Постоянная готовность педагогов дошкольном учреждении давать детям информацию, опережая желание ребенка получить её, а также исключение для ребенка возможности совершить ошибку приводят к исчезновению обычных детских вопросов.
Но, зачастую там, где требует свободы действий ребенок, мы его пресекаем, в тоже время в другом месте – нужном нам, мы пытаемся добиться естественности действий, но безуспешно. Причина парадокса заключается в том, что педагоги стремятся придать деятельности ребенка нормативно-желательный характер. К сожалению, в практике такая «желательность», часто ничто иное, как беспрекословное выполнение требования взрослых (возьми, сожми, положи в воду и т. п.). Это не способствует развитию самостоятельности и целеустремленности, приводит к доминированию часто ориентировочных знаний над исследовательскими, лежащими не на поверхности и требующими максимальной активности самого ребенка.
Еще в 1934 году Л. С. Выготский выявил и обосновал взаимосвязь аффекта и интеллекта. Ощущение открытия чаще всего появлялось в момент мобилизованности всех основных психологических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления:
- когда ребенку интересно концентрируется внимание,
- когда ребенок самостоятельно действует обостряется восприятие и возникает целая гамма ощущений;
Ощущения ведут за собой эмоции, интерес, удивление, восхищение и наконец рождают чувства: любознательность, уверенность в своих силах, самоуважение.
Развитие любознательности или исследовательского интереса в моем случае служит основой познавательной активности. Но я помню, что, развивая любознательность ребенка, нужно уметь «держать паузу». По какой бы программе не работали педагоги все они испытывают потребность в осмыслении и создании условия для развития у детей познавательных способностей (умение обобщать, классифицировать, наблюдать, анализировать, делать выводы и т. д.) формировании поисково-практических действий.
Я считаю, что дети должны научиться:
-самостоятельно критично мыслить.
- осуществлять выбор,
-ставить и решать проблемы,
- самостоятельно выбирать способы познания и осознания окружающего мира.
Необходимые для этого психолого-педагогические условия включают:
1. Создание материальных условий – выделение специального центра науки (сенсорики) и насыщение, оснащение его разнообразными материалами, начиная с природного материала (семена, орехи, шишки, листья и т. д., бросового материала (коробки, банки и т. п., оборудования (часы, микроскоп, весы, а также специальной литературой.
2. Создание атмосферы доверия, уважения, право на самостоятельные действия и решения, право на ошибки.
3. Максимальная поддержка моими собственными действиями (демонстрация, предложения, совместное планирование будущих действий; вовлечение родителей, членов семей в открытие окружающего мира.
Работа инициируется и поддерживается в течении всего дня.
Наш взрослый прагматический и рациональный опыт нередко нередко сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, ограничивает их жизненное пространство. За нами, взрослыми, остается право выбора всего, что составит предметно-пространственную среду развития ребенка, обеспечит (или нет) реализацию её развивающего потенциала.
Таким образом, организация поисково-практической деятельности детей в центрах «песка и воды», «науки» - мощный стимул для развития важнейших черт личности детей : самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.
ЦЕННОСТИ которые я стремлюсь сохранить во время работы детей с различными материалами в центре науки:
- важно, чтобы центр науки был насыщен самыми разнообразными материалами и приспособлениями;
- важно, чтобы в работе с материалами можно было использовать как можно более разнообразные действия;
- важно, чтобы у детей появился новый сенсорный опыт;
Важно, чтобы взрослые не подменяли своими суждениями мысли ребенка, а помогали ему оформить собственные;
А также:
- развивать активность, инициативу, изобретательность в действиях с материалами. Побуждать к открытиям, выводам.
- формировать активные, инициативные действия, способствующие открытию и осмыслению новых свойств и качеств знакомых предметов.