Наталья Шаброва
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, как никогда ясно, что народы не могут существовать и развиваться изолированно (независимо) от своих ближайших соседей. Самое тесное общение соседствующих этносов происходит на стыке этнических территорий. Именно там этнокультурные связи приобретают наибольшую интенсивность. Именно тесные и непосредственные контакты между народами являлись сильнейшим стимулом исторического процесса, исторического развития. Главные центры развития человеческой культуры находились на тех этнических перекрестках - зонах, где встречались и взаимно обогащались традиции самых разных народов. Наши далёкие предки осваивали новые земли, строили государство, вставали на защиту его рубежей бок о бок с представителями различных этнических групп, которые являлись ближайшими соседями. Позже на основе этих взаимоотношений появилось многонациональное государство с названием Россия. Диалог культур - это в первую очередь тесные, всесторонние межнациональные контакты. Диалог соседей, диалог культур является важным фактором в регулировании межэтнических отношений. Взаимодействие характеризуется взаимопроникновением, интеграцией, в процессе которых формируется прочная основа для разрешения конфликтов. Вопрос разрешения межэтнических конфликтов очень остро стоит в современной России.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве» размещена в разделах
В процессе взаимодействия различных культур возникает возможность сравнивать, оценивать достижения и ценности, осмыслять вероятности заимствования. На характер взаимодействия культур влияет уровень развития каждой из них. Однако не стоит недооценивать влияние конкретных социально-исторических условий.
Именно у нас в России диалог культур имеет колоссальный опыт и может многому научить. В нашей стране произошло глубокое взаимовосприятие культур. Взаимодействие культур происходило в разных сферах с различной степенью интенсивности.
Взаимообогащение культур сложилось в неповторимую мозаику современной человеческой цивилизации с её достижениями в области науки, культуры и искусства.
В последнее время возникла острая социальная потребность более глубокого изучения культурного наследия каждого народа. Неизмеримо вырос интерес к общечеловеческим и этническим ценностям. Это нашло широкое отражение в нормативных документах, таких как - Закон РФ «Об образовании» (1992, «Концепция дошкольного воспитания» (1989, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005—2010 годы» (2005, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и т. п. В документах заложена идея воспитания уважения к культурам, отличным от собственной культуры. Данные документы призваны приобщить к мировым (общечеловеческим) ценностям. В них подчеркнута необходимость расширения межкультурного взаимодействия, повсеместного формирования толерантности, уважительного отношения к другой этнической группе, к другой культуре, к другим обычаям.
На педагогическом уровне актуальность вопросов сохранения и развития культуры каждого этноса определяется многоэтничностью российских регионов. Я живу и работаю в Поволжском регионе в городе Ульяновске. В нашем городе и области компактно проживают русские, чуваши, татары, мордва и много других народов.
Я считаю, что формирование бережного (уважительного) отношения к культуре другого народа начинается в первую очередь с изучения и понимания своей родной культуры. Это происходит посредством познания традиций, обычаев, истории родного края. С помощью этих познаний происходит формирование личности ребенка. Современная система дошкольного образования дает большие возможности для широких знаний о других народах и формирования взаимной толерантности.
Толерантность сегодня мы рассматриваем, как одну из основных составляющих общечеловеческих ценностей. Толерантность сегодня –это, прежде всего, доброжелательное отношение к людям другой национальности, к их культуре, истории, языку, обычаям. Всё это требует ориентации воспитательно-образовательного процесса на удовлетворение этнокультурных потребностей и интересов различных национальных групп, населяющих регион.
Для реализации вышеизложенного формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве необходима систематическая работа по ознакомлению детей с историей, языком, культурой народов совместного проживания. Современные дошкольные образовательные учреждения с многонациональным составом детей нуждаются в научно-методической базе, программах, учитывающих многоэтничность субъектов взаимодействия и формирования позитивного отношения к национальной культуре.
Сегодня российское общество и государство оформили социальный заказ на формирование у детей начиная с дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре каждого этноса. Думаю, что процессу формирования ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников будет способствовать:
- разработка технологии формирования ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве, предполагающая включение и использование средств народной педагогики (устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, национальные обычаи, быт, праздники, национальные костюмы) в процессе игровой, познавательной, продуктивной, трудовой видов деятельности;
- внедрение обоснованной программы по ознакомлению детей с национальной культурой народов совместного проживания;
- выявление принципов и педагогических условий, обеспечивающих успешное формирования позитивного отношения к национальной культуре;
- определение критериев и показателей оценки уровня сформированности ценностного отношения дошкольников к культуре своего и других народов.
В нашем регионе необходимо знакомить детей среднего и старшего дошкольного возраста с историей и культурой народов, проживающих на территории Поволжья (татар, чувашей, мордвы). Здесь необходимо уделить пристальное внимание отбору элементов различных культур (национальная одежда, предметы быта, обычаи и традиции, устное и изобразительное народное творчество). Всё это необходимо производить с учетом доступности содержания и возможности эмоционального отклика со стороны детей. Не стоит забывать и о других методах обучения (в данном контексте, скорее, о методах приобщения детей) : «погружение в среду» (окружение предметами быта народов, элементами национального костюма, звучанием в течение дня национальных мелодий и т. п.). Создаваемая воспитателем вокруг ребенка среда с использованием богатого потенциала культурно-исторической среды Поволжья, музейных национальных предметов, позволит представить историю народа, выстроить события во временной последовательности, воспринимать сегодняшний день как неотъемлемую часть богатой истории края, страны. Необходим акцент на знакомстве с культурой татар,чувашей,мордвы, поволжской группы русского народа (как самой многочисленной) и культурой крещеных татар, как имеющей наиболее контрастную культуру по сравнению с другими группами татар. Обогащению впечатлений и предоставления возможности детям ближе познакомиться с образцами народного творчества может способствовать созданная воспитателями «Галерея народных промыслов» с выставкой предметов декоративно-прикладного искусства народов Поволжья, с постоянно обновляющимися иллюстрациями традиционных костюмов, вариантами росписей; мини-мастерская, где дети совместно с взрослыми занимались бы доступными видами декоративно-прикладного искусства (изготовление глиняных игрушек, вышивание салфеток, полотенец, украшение национальной обуви и т. д.).
Дети дошкольного возраста при систематической работе восприимчивы к национальному фактору : идентифицируют себя со своей национальностью, имеют общее представление о народах, интересуются культурой, историей народов своего края. Проявляют положительное эмоциональное отношение к людям своей национальности, уважение к другим народам, доброжелательное отношение к своим сверстникам.