Анна Тюрк
Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Заведующий МБДОУ ЦРР - д/с №70 Шаповалова С. Н, старший воспитатель Подбельцева Т. М., педагог эколог Тюрк А. В.
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МБДОУ ЦРР-д/с № 70 «Светлячок»
Пояснительная записка
Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь.
Антунан де Сент Экзюпери
Публикация «Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
На современном этапе развития общества не только сохраняется, но и с каждым годом возрастает тенденция к ухудшению экологического состояния нашей планеты. Кризисная ситуация в обществе привели к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном изменило природное, социальное и культурное окружение. В результате научно-технического прогресса деятельность общества оказывает огромное влияние на природу, вторгается в её естественный механизм саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи. За последние десятилетия исчезли многие виды животных и растений, кислотные дожди привели к закислению почвы и гибели лесов; вследствие сброса технологических отходов изменился состав флоры и фауны и т. д. Потребительским отношением к природе, неразумным вмешательством в неё, человек создал многие экологические проблемы, которые теперь вызывают оправданную тревогу. Как отмечают ученые (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. Н. Моисеев, И. Т. Суравегина, А. П. Сидельковский и др., выход из экологического кризиса техническими средствами невозможен. Именно поэтому необходимость поиска наиболее эффективных путей в решении задач экологического образования и на основе этого формирование экологически ориентированной личности является на сегодняшний день достаточно острой и актуальной.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей его жизни и первой «ступенью» в этой системе является дошкольное детство. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено следующими особенностями возраста:
-психологической включенностью в мир природы;
-восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов;
-стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоением им экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития экологичной личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.
Во-вторых, анализ психолого-педагогических исследований (З. А. Михайлова, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.) убеждают в том, что успешность обучения в школе во многом определяются не запасом представлений, приобретенных ребенком в дошкольные годы, а уровнем развития умственных способностей, психических процессов, мыслительных операций, наличием у ребенка опыта самостоятельного решения познавательных ситуаций проблемного характера.
С позиции нашей темы, для нас имеет значение личностно ориентированный подход в процессе деятельности ребенка в природе, основанный на субъект-субъектном взаимодействии педагога и ребенка. Личностно ориентированный подход основывается на признании права каждого участника образовательного процесса быть личностью, способной к саморазвитию, самоопределению, свободному выбору жизненного пути. Относительно организации образовательного процесса, личностно ориентированный подход предполагает центрированность на ребенке, на его личности (интересах, способностях, возможностях, тенденциях развития, основанная на субъект-субъектном взаимодействии педагога и ребенка, признание ребенка основной ценностью образовательного процесса, понимание и принятие ребенка как полноправного партнера.
Все это подразумевает субъектную позицию по отношению к собственной жизни. Субъектная позиция рассматривается в педагогической науке, как направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности. Она предполагает заявку на ценность быть самим собой, хозяином и распорядителем собственной деятельности (А. Г. Гогоберидзе).
Эмоционально-положительное, комфортное состояние ребенок испытывает тогда, когда ощущает себя субъектом познания, когда приобретает знания и умения, нужные ему лично, обеспечивающие освоение личностью значимых видов деятельности, позволяющих чувствовать себя взрослеющим. Интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта деятельности. Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания к мотивации деятельности, нахождении путей и способов её осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получать результаты.
Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам.
Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям.
Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности.
В настоящее время в педагогической науке и практике ведется активный поиск технологий, обеспечивающих формирование субъектной позиции дошкольника. Выделяют ряд принципиальных положений, которые должны лечь в основу обучения, среди них:
-обучение должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения проблемных задач;
-ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентирования в заданиях;
-в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с окружающим.
Познавательно-исследовательская деятельность, по нашему мнению, является наиболее результативной в формировании субъектной позиции дошкольников. Она дает возможность ребенку экспериментировать в природе, анализировать полученные знания, создавать проекты, развивает активность и творческие способности.
Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил нам выявить противоречия между:
-социальным заказом общества на реализацию системой дошкольного образования его экологической направленности, ориентированной на становление базиса экологической личностной культуры дошкольника и установившимся традиционным пониманием роли и значения экологической составляющей дошкольного образования, направленной на ознакомление детей с природой в условиях современного социума;
-необходимостью формирования субъектной позиции дошкольников и недостаточным использованием в образовательном процессе познавательно-исследовательской деятельности, стимулирующей ее формирование.
Цель: выявить и апробировать совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Объект – процесс формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Предмет – научно-методическое обеспечение формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Гипотеза: процесс формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности будет результативным при реализации следующих условий:
-будет разработана и апробирована модель формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе, имеющая структурное построение и задается интеграцией экоцентрического (общенаучный уровень, аксиологического (конкретно-научный уровень) и парсипативного (методико-технологический уровень) подходов, а её спецификой является разработка основных методических этапов, обеспечивающих формирование у ребенка субъектной позиции к изучению природных объектов и явлений;
-модель формирования субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе может быть представлена различными стратегиями, уровнями реализации, что позволит определить содержательное (программно-методическое) и организационное (формы, методы, средства) обеспечения успешности формирования субъектной позиции дошкольников;
-формирование субъектной позиции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе будет осуществляться с учетом индивидуализации педагогического воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его интересов и потребностей, а также алгоритмизации действий ребенка.