Оксана Васильева
Финансовая грамотность. Экономика малышам
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Финансовая грамотность : Экономика – малышам» ориентирует педагогов на развитие экономического образа мышления у ребенка-дошкольника, осознание им того, каков «Я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем. Представляет единую систему непрерывного экономического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста. Преемственность между возрастными ступенями образования понимается как двусторонний процесс, при котором на каждой ступени развития образования формируются фундаментальные качества личности ребенка.
Публикация «Финансовая грамотность, Экономика малышам» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Методическая разработка предполагает интегрированный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь с речевым развитием, художественно-творческой деятельностью, этическим, математическим, трудовым и экономическим воспитанием, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Чем младше возраст, тем глубже и разносторонней должна быть эта связь. Именно интегрированный характер методической разработки способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить к обучению в школе. Строится по возрастному принципу, по блокам. В качестве основного вида деятельности в работе с дошкольниками использует – игра.
Методическая разработка экономического воспитания дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально-психологических барьеров между взрослыми и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.
ЦЕЛЬ: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально –экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности, реального экономического мышления.
Методическая разработка предусматривает реализацию следующих ЗАДАЧ:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
2. Научить понимать и ценить окружающий мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
3. Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие – и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
4. Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.
5. Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями)
На первых ступенях работы блока «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного времени. Животные и растения удовлетворяют свою потребность в перечисленных средствах существования из природы или рук человека. Человек же удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики, хозяйства.
Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, потребность иметь друзей. Человек нуждается в развитии своих возможностей и способностей, поэтому ему необходимы образование, творческое и физическое развитие.
Основные экономические понятия этого блока : экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.
После того, как дети усвоили экономические понятия и решали практические задания переходим ко 2 блоку: Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена. Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг.
Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Свободный обмен как стремление получать ту или иную выгоду.
Озадачить ребенка помогают игровые проблемные ситуации, создающиеся путем незначительного изменения предметно-игровой среды, образов и знаков, требующих иных способов решения, используя методы разъяснения, беседы, рассказа. То есть создавать мотив, побуждающий ребенка к действию, расширению представлений о современных экономических проблемах, пониманию позитивных сторон рыночных отношений.
Основные экономические понятия : товары, услуги, взаимозависимость, обмен, продажа, спрос, предложение, цена, деньги, рынок.
Итак, дети познакомились с потребностями человека, животных и растений, узнали, что такое деньги, как образуется цена на товары, где можно приобрести товар, где он производится. Значит, пришло время узнать, кто и как производит товар.
Так переходим к 3 блоку «Производитель и ресурсы. Реклама и возможности».
Расширение представлений: о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле, кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.
Ознакомление детей с производителями товаров и услуг (представителями разных профессий, видами транспорта, разнообразием транспортных услуг. Расширение представлений о капитальных ресурсах (об инструментах, которыми пользуются люди, о взаимосвязях разных профессий. Обсуждение вопроса о том, что для удовлетворения потребностей нужны товары и услуги. Уточнение понятий: «товары», «услуги», «потребитель», «производитель». Выяснение взаимосвязи потребления и производства, услуг. Проведение практических занятий по теме «Что кому нужно, что кем производится?»
Основные экономические понятия : экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы, реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламный агент, “свое дело”.
Следующий шаг – подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению того, что имеешь. Отсюда и название 4 блока «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика».
Ограниченность ресурсов: нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из-за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что их потратить, т. е. что именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов удовлетворения потребностей.
Основные экономические понятия : возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.
Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников способствует:
• формированию экономического сознания дошкольника;
• приближению к реальной жизни;
• пробуждению экономического мышления;
• получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
• обогащению детского словаря;
• выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;
• возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.
Особенности организации:
• Для реализации предлагается интегрированный подход. Содержание методической разработки учитывает взаимосвязь экономического воспитания с речевым развитием, художественно-творческой деятельностью, этическим, математическим, трудовым воспитанием, игровой деятельностью и экологией, что раскрывает широкие возможности для раскрепощенного мышления и творческого самовыражения дошкольников, способствует гармоничному развитию личности.
• Активизация работы с родителями вокруг данной системы;
• Взаимодействие с социальными институтами.
Корректировка содержания:
Экспериментируя и создавая методическую разработку «Финансовая грамотность : Экономика – малышам», прежде всего, придерживались требований примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по которой работает детский сад. Корректировка разработанных планов, методов и приемов, используемых в работе с детьми и родителями осуществляется регулярно, согласно диагностики, желаний и способностей детей, запросов родителей.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ
Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.
Для формирования и поддержания интереса у детей к экономике в группе создана развивающая среда, позволяющая сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной и другими видами деятельности, а значит, обогащать познавательную деятельность, наполнять ее реальным смыслом и содержанием. Созданы игровые уголки – мебель, оборудование к ролевым играм, учебная зона и уголок двигательной активности с учетом принципов Петровского: динамичность, доступность, трансформирование, многофункциональность. Также создан «Музей денег», игротека «Гнома Эконома», где собраны игры с экономическим содержанием, библиотека «Гнома Эконома», где помещены стихи, сказки с содержанием на экономические темы, а также фольклор о труде, профессиях, человеческих качествах, создана картотека художественного слова. Кроме того, большую роль играет наглядно-иллюстративный материал, помогающий детям лучше усвоить изучаемый материал.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации: совместную и самостоятельную.
Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я» - играми, комплексно-тематической образовательной деятельностью, вечерам досуга и пр.
Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В представленных играх «Рынок», «Бартер», «Банк», «Рекламное агентство», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Одной из форм познавательно-игровой деятельности является образовательная деятельность. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с окружающим. Это дает возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе образовательной деятельности. («Город-завод», «Трудовой день города» и др.) новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. Для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты – А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.
Особый интерес вызывают развлечения («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», «Бизнес-клуб», «Аукцион», включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Участники развлечение и вечеров досуга – дети и взрослые (родители, артисты и др.) – все вместе решают познавательные, практические, игровые задачи, используя разнообразные способы и средства (моделирование, экспериментирование и пр.). Такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом.
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (И. В. Липсиц, Э. Успенский и др.). Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Конечным результатом методической разработки «Финансовая грамотность : Экономика – малышам» стало:
• Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);
• Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
• Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
• Видят красоту человеческого творения;
• Признают авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
• Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
ИТОГ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Итогом года являются открытые занятия, конкурсы, выставки на уровне учреждения, где видно достижение каждого воспитанника, поощрение дипломом, памятным подарком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научно-практическая ценность данной работы заключается в следующем:
• Разработана и апробирована система работы по развитию у детей экономического сознания;
• Разработана и адаптирована педагогическая диагностика, позволяющая выявить уровень сформированности ЗУН дошкольников;
• Реализован на практике интегрированный подход при использовании экономической деятельности в работе с дошкольниками, его влияние на познавательную и эмоционально-чувственную, творческую сферу дошкольников.
В процессе освоения системы испытывали трудности:
1. В подборе научно-методических рекомендаций по проблеме.
2. В подборе наглядного дидактического материала.
3. При создании развивающей среды.
4. При разработке диагностического инструментария.
Данная работа окажет помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений, учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, студентами педагогических учебных заведений:
• При организации кружковой работы или внеклассных занятий по экономическому воспитанию;
• В социализации ребенка, адаптации его к окружающему миру, подготовки к будущей трудовой деятельности;
• В формировании образного мышления в совокупности с интеллектуально-творческим развитием ребенка;
• В расширении и обогащении жизненного опыта дошкольников и его знаний об окружающем мире и его преобразовании собственными силами;
• В возникновении у детей чувства удовлетворения собственной работой, положительных эмоций, вызываемых в процессе труда.
Рекомендации к использованию данного опыта:
Для эффективности использования системы работы необходимо:
1. Наличие указанной выше материально-технической базы, литературы, указанной в методической разработке.
2. Приниматься за обучение детей только в том случае, если данная деятельность вызывает интерес и удовольствие.
3. Педагогу быть разумным хозяином в группе, владеющим чувством меры и умеющим вводить элементы экономических знаний в различные виды детской продуктивной деятельности. Уметь оценивать поступки детей с позиции их экономической целесообразности, не быть консерватором, а с интересом относиться к разным новым явлениям рыночных отношений (бизнес, реклама, торговля, бартер и пр.); понимать негативные и позитивные стороны жизни, в доступной форме давать детям объяснения новым понятиям.
4. Продумать адаптацию системы к условиям работы конкретного детского сада.
5. Учитывать возрастные, сенситивные периоды развития детей.
6. Обучающий материал включать в содержание всех видов деятельности (познавательная, продуктивная, игровая).
7. Вести работу по обучению детей в тесном контакте с родителями.
8. Вести работу с привлечением социальных институтов.
9. Создать условия для развития самостоятельной деятельности, «игротеки» в группе.
Обучать основам экономической культуры необходимо уже в дошкольном возрасте, чтобы не упускать колоссальный потенциал в развитии ребенка, чтобы помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни. Будущее будет отличаться от настоящего времени, но уже сегодня нужно закладывать те основы экономических знаний, которыми можно будет воспользоваться в будущем.