Климина Лилия Маратовна
Консультация для родителей «Феномен выученной беспомощности»
▼ Скачать + Заказать документы
Взрослые разного уровня, каждый по-своему влияют на воспитание ребенка, на формирование его личности.
Психологи выделяют несколько феноменов воспитания, которые можно рассмотреть с позиции их пользы или вреда для формирующейся личности:
- феномен "Выученной беспомощности"
- феномен запрограммированного сознания
- феномен психологической уязвимости.
Рассмотрим подробно феномен "выученной беспомощности".
Публикация «Консультация для родителей „Феномен выученной беспомощности“» размещена в разделах
Вымученная беспомощность, или обучение беспомощности, что в большей мере относится к ребёнку дошкольного возраста, формируется под влиянием предвосхищающей оценки взрослым результата деятельности ребенка. Ребёнок ещё не поступил отрицательно или неумело, а взрослый уже предвосхитил результат и уверенно его обозначил:" Не делай, не пробуй даже, у тебя всё равно не получится ".Ребенку даётся установка на оценку своих попыток заведомо неудачных. Конечно, под авторитетным влиянием мнения взрослого ребёнок отказывается от попыток или выполняет действие столь неуверенно, что у него на самом деле ничего не получается.
Так постепенно у ребёнка формируется самооценка своих действий - он ничего не может сделать без помощи взрослого.
В три года, когда наступает кризис " Я-сам! ", ребёнок может выражать протест против ограничения взрослым его попыток что-то сделать самостоятельно, но если взрослый продолжает влиять на него своими оценками, то очень скоро ребёнок усваивает их и принимает для себя как правильное поведение " ничегонеделание" и уже уверенно говорит: "Я не буду надевать ботинки сам, я не умею, мне бабушка наденет". Такая позиция довольно скоро усваивается ребёнком, и он не прилагает усилий к самостоятельному действию, обучившись беспомощности, невозможности действовать без взрослого.
Постепенно такая позиция формирует из ребёнка человека неуверенного в себе, безвольного, не умеющего и не желающего чего-то добиваться собственным трудом, готового следовать за более умелыми, подчиняться им, не заботясь о собственном мнении и принятии решений.