Татьяна Дядякина
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Почитаем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Почитаем»
Дядякина Татьяна Валериановна старший воспитатель МБОУ «Лаишевская СШ» (дошкольное отделение)
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Народная пословица гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Мы предположили, что одним из актуальных и рациональных методов вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада является проектный метод. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе реализации проекта „Почитаем“» размещена в разделах
В нашем Дошкольном отделении МБОУ «Лаишевская СШ» одним из приоритетных направлений работы является духовно-нравственное воспитание детей. Видя, как ослабевает интерес к чтению в современном обществе, в следствие чего страдает речь детей и происходит нравственное истощение людей, мы разработали проект : «Почитаем?»
Это групповой проект : младшая (3-4 года, средне - старшего (4-6лет, старше - подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет).
По срокам реализации : долгосрочный (январь 2021 –декабрь 2021г)
По целевой установке: практико-ориентировочный.
Цель проекта : Создание условий для духовно-нравственного воспитания, развития речи у детей дошкольного возраста, а также познавательного интереса и мотивации к чтению.
Задачи проекта :
1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного и духовно -нравственного читателя.
2. Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса : педагогов, детей, родителей.
3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
4. Способствовать возрождению почитания родителей и старших по возрасту
5. Повышать культуру речи педагогов, родителей, детей.
6. Воспитывать бережное отношение к книге.
7. Формирование духовно-нравственных чувств на основе реализации этнокультурного компонента.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приё мы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы.
Детям предлагается широкий спектр игр:
• сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
• игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
• игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
• театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.
Подводя итог нашей работы, хотелось бы отметить результаты духовно-нравственного развития детей посредством проектной деятельности.
Из наблюдений за поведением детей, индивидуальных бесед с воспитанниками и их родителями можно сделать вывод, что интерес ребенка к художественной литературе, знаний детей о своем городе, о своей малой родине, о традициях, истории и культуре российского народа значительно возрос. Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию. Хочется отметить, что дети охотно проявляют интерес к темам, которые кажутся, на первый взгляд, сложными для их возраста. Большинство детей знают и успешно подчиняются социальным нормам и правилам. Атмосфера в детском коллективе позитивная и доброжелательная. Радует отсутствие агрессивности у детей. Конфликты возникают крайне редко и всегда охотно разрешаются детьми и, только иногда, с помощью взрослых.
Таким образом, социальные и психологические характеристики детей свидетельствуют и о динамики развития их духовно-нравственных качеств. Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме. Выводы исследования не претендуют на ее исчерпывающее решение и требуют дальнейшей работы.