Елена Кондакова
Методическое пособие для педагогов и воспитателей «Дружная семья»
▼ Скачать
Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями воспитанников является родительское собрание. Эти встречи дают возможность познакомиться родителям с видом деятельности, которым занимается их ребенок, стать хорошим помощником в учебе, в труде.
Совместные занятия детей и взрослых способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье, помогают проявить себя, раскрыть свои таланты. Взрослые и дети учатся уважать и понимать друг друга.
Публикация «Методическое пособие для педагогов и воспитателей „Дружная семья“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя семья. Игры и дидактические пособия
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Данное мероприятие проводится совместно с родителями, детьми и нацелено на развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и образовательного учреждения, объединение и сплочение коллектива, усиление роли семьи в воспитательном процессе.
Разработка родительского собрания окажет реальную помощь педагогам и воспитателям в работе с родителями.
Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Дружная семья»
Цель и задачи:
• воспитывать любовь и уважение к своей семье;
• помочь детям осознать значение семьи в их жизни;
• способствовать взаимопониманию детей и взрослых.
Оборудование: 2 мешочка красного и черного цвета, карточки с заданиями, кубики, набор различных предметов (светофор, кубик, мячик, кружка, маркер, резинка, мешочек, линейка, флаг, ваза, зеркало, бутылка и т. д., ромашки из бумаги, ватман с нарисованными ладошками.
Ход мероприятия:
Добрый день, дорогие гости!
Сегодня в этом зале мы собрались не зря,
Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.
Семья – это много понятий разных,
Семья – это будни,
Семья – это праздник,
Семья – это радость твоя и моя.
Семья – это ты!
Семья – это я!
Каждому из нас знакомо чувство защищенности и покоя, которое возникает лишь тогда, когда мы рядом со своей семьей. Здесь мы выросли, здесь наши родные, которые нас любят, здесь тепло и уютно. Семья – это надежная крепость для каждого из нас, где всегда можно найти понимание, заботу и любовь.
А сейчас я приглашаю всех встать в круг.
Игра «Жмурки». Дети становятся в круг, родители становятся в центре круга с закрытыми глазами. Мамы должны на ощупь найти своего ребенка. Образовавшиеся пары рассаживаются на места.
Игра «Ромашка».
Каждой маме дается ромашка. На каждом лепестке ей нужно записать ласковое слово, которым она называет своего ребенка. (В это время дети отгадывают загадки)
«Загадки».
Скажите, любят в ваших семьях сказки? Какие? Сейчас проверим и узнаем лучших знатоков сказок.
Он дружок зверям и детям,
Он – живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
Он зовется…. (Чебурашка)
Сейчас потолкуем о книге другой –
Тут синее море,
Тут берег крутой…
Старик пришёл к морю.
Он невод забросил.
Кого он поймал?
И что он попросит? (Золотая рыбка)
Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку – малышку? (Дюймовочка)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовется… (Чиполлино)
Красная девица грустная,
Ей не нравится весна,
Её на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
Он и весел и незлобен,
Этот милый чудачек.
С ним хозяин – мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… (Винни Пух)
Скорей бы близился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я и как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
То не золото сверкает,
То не солнышко сияет,
Это сказочная птица
В сад на яблоню садится. (Жар-птица)
На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет. (Царевна-лягушка)
Много серебра и злата
В сундуках своих он спрятал.
В мрачном он дворце живёт
И чужих невест крадёт. (Кощей-бессмертный)
Игра «Царская семья».
Детско-родительская пара выбирает карточку с одним из заданий («Изобразить портрет царской семьи», «Изобразить портрет семьи всемирно известного ученого», «Изобразить семейный портрет «Новых русских», «Изобразить портрет семьи кинозвезды», «Изобразить семейный портрет великого полководца», «Изобразить семейный портрет знаменитого певца») (приложение 1). Дается несколько минут на обдумывание и подготовку. Пары по очереди представляют «Семейную фотографию» (это может быть небольшая пантомима). Остальные участники пытаются угадать, кого изображают.
Упражнение «Передай по кругу».
А сейчас главное условие игры – молчание. Только в конце круга вы сможете сказать, что передавали друг другу.
Начинает ведущий, представляя пантомимой передаваемый предмет. Участники по кругу передают: тяжелый чемодан, розу, горячую картошку, маленького зверька, муху.
Упражнение «Сочиняем сказку».
Участники по кругу сочиняют сказочную историю. «А сейчас мы с вами поиграем в сказочников и сочиним самую настоящую сказку. Я начну, а вы по очереди продолжайте: «Жили-были…» Следующий участник продолжает… и т. д. (2-3 круга, а затем подводится итог). На этом интересном месте мы остановимся, а продолжение нашей сказки вы можете придумать дома».
Игра «Исследователи».
Каждая пара выбирает себе какой-либо предмет, а затем придумывает как можно больше способов его нетрадиционного использования. Победителю все аплодируют.
Игра «У кого какой цвет».
Сейчас я раздам карточки с названием цвета, причем есть две карточки с каждым цветом, то есть если вам досталась карточка с надписью «зеленый», то знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те, у кого есть карточки соответствующего цвета. Иногда я буду произносить название предмета, который не является ни овощем, ни фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями других участников. Постарайтесь понять, у кого какой цвет». (приложение 2)
Игра «Объяснялка».
Пантомимой нужно показать слово или предмет, который изображен на карточке.
Игра «Построй башню».
Команда детей и команда родителей становятся в две колонны. Нужно построить башню из предложенных деталей как можно быстрее.
Игра «Волшебный мешочек».
Участникам предлагается сложить свои отрицательные эмоции в черный мешочек, чтобы потом выбросить, а из красного взять себе положительные эмоции (приложение 3).
Арт-техника «Ладошки».
Участникам предлагается в завершении занятия оставить свой след – разноцветные ладошки на листе ватмана. Цвет краски каждый выбирает самостоятельно. Затем «след» необходимо подписать.
Правила эффективного общения (Дневник родителя). (Приложение 4).
Ведущий. Вот и закончились наша семейная игра.
Пусть все это игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо – семья!
Храните её, берегите её…
Нет в жизни важнее цели!
Ведущий. И в завершении нашего праздника, я хочу пожелать:
Пусть в вашей семье
Счастье льётся рекою.
Успехов, здоровья, любви,
А также желаем покоя.
Пусть деньги никогда не кончаются!
Пусть дети дружат, любят и общаются!
И в самые короткие, чтоб сроки
Готовы были все у них уроки!
И что еще для счастья нужно?
Семейная, крепкая дружба.
Праздник завершается чаепитием.
Литература:
1. Журнал «Школьный психолог» № 8-9(2010г., №2(2011г.);
2. «Дневник родителя», библиотека газеты «Российское здоровье и общество», изд. Эфлакс, 2006г.
3. Интернет-портал «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Приложение 1.
«Изобразить портрет царской семьи»
«Изобразить портрет семьи всемирно известного ученого»
«Изобразить семейный портрет «Новых русских»
«Изобразить портрет семьи кинозвезды»
«Изобразить семейный портрет великого полководца»
«Изобразить семейный портрет знаменитого певца»
Приложение 2.
Зеленый – огурец, лук, укроп, груша, яблоко, киви, виноград
Красный – яблоко, малина, смородина, клубника, земляника, помидор
Желтый – яблоко, дыня, груша, персик, лимон, алыча
Оранжевый – морковь, апельсин, мандарин, абрикос
Синий – баклажан, виноград, ежевика, слива
Приложение 3.
радость счастье удовольствие
здоровье улыбка достаток
уважение понимание благополучие
спокойствие творчество удача
умиротворенность любовь энергия
сила терпение взаимопонимание
исполнение желаний надежность
добро успех забота
вдохновение
Приложение 4.
ПРАВИЛА
эффективного общения с ребенком
Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:
• ребенок убедится, что вы его слышите;
• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…»