Лучший педагог года

Практическая памятка для учителей и родителей «Дисграфия и дислексия»

Анастасия Лущик
Практическая памятка для учителей и родителей «Дисграфия и дислексия»
▼ Скачать + Заказать документы

«Дисграфия и дислексия»

(практическая памятка для учителей и родителей)

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти, участвующих в процессе письма.

Для устранения дисграфии можно предложить следующие игры и упражнения:

Публикация «Практическая памятка для учителей и родителей „Дисграфия и дислексия“» размещена в разделах

1. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте) зеленой или черной ручкой (не красной) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.

2. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.

3. «Какие слова спрятались» Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма;

4. «Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание);

6. «Доскажи словечко» (в рифму, «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах) и др. игры для развития зрительного и слухового внимания.

Дислекси я - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Ошибки при дисграфии

Аграмматизмы: искажаются падежные окончания; не соблюдается согласование существительного и прилагательного в роде, числе, падеже; не учитываются окончания глаголов по лицам, числам и временам и др.

• Неусвоение букв, замены и смешения фонетически близких звуков (звонких – глухих, твердых – мягких, свистящих – шипящих) (ТЕВОЧКА, ЛОВАТА) и замены графически сходных букв (х – ж, п – н, з – у, б – д и др.).

• Побуквенное чтение. Затруднение при слиянии звуков в слоги и слова. Буквы называются поочередно (РАМА — Р, А,М,А, причем дается не звуковой образ,

а их названия: «тэ», «пэ», «эм», «ша», «же».

• Нарушение восприятия прочитанного, что проявляется на уровне понимания

как отдельного слова, так и предложения и текста в целом. При этом техника чтения может быть очень высокой.

Искажение звуко-слоговой структуры слова: пропуски гласных и согласных

при их стечении, вставка звуков (СКАМЕЙКА— КАМЕКА, ПАРОВОЗ — ПАРВОЗ, ПОД ДОЖДЕМ — ПОД ДОЖДИЕМ); перестановка слогов (КАНАВА — КАВАНА).

• Трудности в запоминании ряда слов, стихов, отрывков текста. Проблемы

при составлении рассказа по картинке (серии картинок).

1. Слова на липучке

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».

МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

ЯИДУГУЛЯТЬ. МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ. ЕЕЗОВУТНАТАША

2. Игра в слова

Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

3. Игра «Узнай букву». Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

Эти упражнения полезно давать и на общих уроках, ведь они полезны

и для хорошо читающих детей.

Упражнения помогут ребятам научиться читать быстрее, правильнее, осмысленнее.

СИГНАЛ «НУЖНА ПОМОЩЬ»

Некоторые ошибки свидетельствуют о незрелости структур головного мозга. Если вы заметили их у ребёнка, и ошибки такого рода не единичны, обязательно обратитесь специалисту:

• Отсутствие пропусков между словами и предложениями.

• Несоблюдение границ полей в тетради и правил переноса.

Зеркальное письмо: буквы в, э, з, цифры 5, 4, 3, перевёрнуты в другую сторону.

• Повторение одной и той же буквы («пироп» вместо «пирог»).

• Замена букв по кинетическому сходству (б-д – колодок вместо колобок; ж-х – мужомор вместо мухомор; и-у – клумат вместо климат; т-п – пигр вместо тигр, л-м – лалина вместо малина).

• Ошибки в ударных слогах (учетелъ вместо учитель, южик вместо ёжик).

• Пропуск букв, не дописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин).

• Забывание редко встречающихся букв (ъ, щ, ю).

Безусловно, дислексия и дисграфия требует повышенного внимания со стороны

не только специалистов,

но и со стороны родителей.

Помогите своему ребенку!

Рекомендуемая литература для родителей :

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей".

2. Елецкая О. В. Горбачевская Н. Ю. «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени».

3. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей».

4. Дмитриев С. Д., Дмитриев В. С. «Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений».

5. Калинина И. Л. «Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса».

6. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. «Дисграфия. Исправление ошибок при письме».

7. Яровская О. Н. «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 – 11 лет».

8. Яровская О. Н. «Занимательные задания логопеда для школьников 3 – 4 классов».

Публикации по теме:

Фотоотчёт о НОД по ФЭМП в подготовительной группе для родителей и учителейФотоотчёт о НОД по ФЭМП в подготовительной группе для родителей и учителей В конце апреля в подготовительной группе №6 «Колобок» была проведена итоговая непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП «Путешествие.

Памятка для родителей «Осторожно, сосульки» Необходимо рассказывать ребенку, какие опасности могут таиться в воде, затвердевшей от холода. На крышах домов за зиму скапливается много.

Памятка для родителей «Что делать при пожаре» Памятка для родителей: "Что делать при пожаре"Здравствуйте уважаемые коллеги и посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию памятку.

Памятка для родителей «Лето» Лето – пора отпусков и каникул. Для родителей каждое лето встает вопрос, чем занять ребенка, как провести время с максимальной пользой для.

Памятка для родителей «Нет — терроризму!» Терроризм - это одно из самых страшных преступлений. Люди, совершают эти страшные действия, чтобы добиться своих злых целей любой ценой.

Памятка для родителей «Опасные предметы» Объясняете детям, что люди создали очень много предметов-помощников, которые делают нашу жизнь более удобной. Когда то варили обед в печи,.

Памятка для родителей «Наедине с опасностью» Памятка для родителей «Наедине с опасностью» В наше беспокойное время родителям постоянно приходиться испытывать волнение за своих детей,.

Памятка для родителей по ПДДПамятка для родителей по ПДД Сегодня хочется представить вашему вниманию памятку для родителей по правилам безопасности дорожного движения, которую мы с детьми сами.

Памятка для родителей «Приглашение к сотрудничеству»Памятка для родителей «Приглашение к сотрудничеству» Уважаемые родители! Посещая группу,участвуя в её жизни и деятельности,Вы имеете огромную возможность: - устанавливать длительные дружеские.

Памятка для родителей «Запреты в меру» В жизни детей должны присутствовать некоторые запреты. Но их не должно быть слишком много. Поэтому есть вещи, которые нельзя запрещать ребенку.

Автор публикации:
Практическая памятка для учителей и родителей «Дисграфия и дислексия»
Опубликовано: 22 января 2021 в 07:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическая памятка для учителей и родителей «Дисграфия и дислексия»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Лущик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД