Анастасия Лущик
Практическая памятка для учителей и родителей «Дисграфия и дислексия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дисграфия и дислексия»
(практическая памятка для учителей и родителей)
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти, участвующих в процессе письма.
Для устранения дисграфии можно предложить следующие игры и упражнения:
Публикация «Практическая памятка для учителей и родителей „Дисграфия и дислексия“» размещена в разделах
1. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте) зеленой или черной ручкой (не красной) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.
2. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.
3. «Какие слова спрятались» Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма;
4. «Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание);
6. «Доскажи словечко» (в рифму, «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах) и др. игры для развития зрительного и слухового внимания.
Дислекси я - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.
Ошибки при дисграфии
• Аграмматизмы: искажаются падежные окончания; не соблюдается согласование существительного и прилагательного в роде, числе, падеже; не учитываются окончания глаголов по лицам, числам и временам и др.
• Неусвоение букв, замены и смешения фонетически близких звуков (звонких – глухих, твердых – мягких, свистящих – шипящих) (ТЕВОЧКА, ЛОВАТА) и замены графически сходных букв (х – ж, п – н, з – у, б – д и др.).
• Побуквенное чтение. Затруднение при слиянии звуков в слоги и слова. Буквы называются поочередно (РАМА — Р, А,М,А, причем дается не звуковой образ,
а их названия: «тэ», «пэ», «эм», «ша», «же».
• Нарушение восприятия прочитанного, что проявляется на уровне понимания
как отдельного слова, так и предложения и текста в целом. При этом техника чтения может быть очень высокой.
• Искажение звуко-слоговой структуры слова: пропуски гласных и согласных
при их стечении, вставка звуков (СКАМЕЙКА— КАМЕКА, ПАРОВОЗ — ПАРВОЗ, ПОД ДОЖДЕМ — ПОД ДОЖДИЕМ); перестановка слогов (КАНАВА — КАВАНА).
• Трудности в запоминании ряда слов, стихов, отрывков текста. Проблемы
при составлении рассказа по картинке (серии картинок).
1. Слова на липучке
«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА
Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.
ЯИДУГУЛЯТЬ. МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ. ЕЕЗОВУТНАТАША
2. Игра в слова
Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.
3. Игра «Узнай букву». Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.
Эти упражнения полезно давать и на общих уроках, ведь они полезны
и для хорошо читающих детей.
Упражнения помогут ребятам научиться читать быстрее, правильнее, осмысленнее.
СИГНАЛ «НУЖНА ПОМОЩЬ»
Некоторые ошибки свидетельствуют о незрелости структур головного мозга. Если вы заметили их у ребёнка, и ошибки такого рода не единичны, обязательно обратитесь специалисту:
• Отсутствие пропусков между словами и предложениями.
• Несоблюдение границ полей в тетради и правил переноса.
• Зеркальное письмо: буквы в, э, з, цифры 5, 4, 3, перевёрнуты в другую сторону.
• Повторение одной и той же буквы («пироп» вместо «пирог»).
• Замена букв по кинетическому сходству (б-д – колодок вместо колобок; ж-х – мужомор вместо мухомор; и-у – клумат вместо климат; т-п – пигр вместо тигр, л-м – лалина вместо малина).
• Ошибки в ударных слогах (учетелъ вместо учитель, южик вместо ёжик).
• Пропуск букв, не дописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин).
• Забывание редко встречающихся букв (ъ, щ, ю).
Безусловно, дислексия и дисграфия требует повышенного внимания со стороны
не только специалистов,
но и со стороны родителей.
Помогите своему ребенку!
Рекомендуемая литература для родителей :
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей".
2. Елецкая О. В. Горбачевская Н. Ю. «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени».
3. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей».
4. Дмитриев С. Д., Дмитриев В. С. «Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений».
5. Калинина И. Л. «Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса».
6. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. «Дисграфия. Исправление ошибок при письме».
7. Яровская О. Н. «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 – 11 лет».
8. Яровская О. Н. «Занимательные задания логопеда для школьников 3 – 4 классов».