Жанна Алюшина
Дидактическое пособие: адвент-календарь как средство формирования основ финансовой грамотности. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие: адвент-календарь как средство формирования основ финансовой грамотности. Опыт работы
Вашему вниманию представляю выступление на тему: «Дидактическое пособие : адвент календарь как средство формирования основ финансовой грамотности».
Публикация «Дидактическое пособие: адвент-календарь как средство формирования основ финансовой грамотности, Опыт работы» размещена в разделах
- Адвент календарь. Календарь ожидания Нового Года
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Хотелось бы отметить, что экономическое воспитание – значимый процесс. В результате раннего обучения основам финансовой грамотности возможно формирование успешной и активной личности в будущем.
Цель и задачи представлены на слайде.
Цель – применить дидактические материалы в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обучать навыкам сопоставления материальных и нематериальных ценностей и навыкам экономии в бытовых вопросах.
2. Развивать словарный запас и представления о деньгах, купюрах, профессиях.
3. Воспитывать бережное разумное отношение к деньгам, уважение к труду и людям любой профессии.
Словарная работа : деньги, бюджет, долг, аванс, купюра, валюта, банкомат, безналичный расчет, наличный расчет.
Моей задачей, как педагога дошкольного образования, является всестороннее развитие способностей детей к освоению социальных и экономических функций. Хочу отметить, что работа с дидактическими пособиями по формированию основ финансовой грамотности невозможна в одностороннем порядке. Для успешной и эффективной работы с ребенком важно участие всех субъектов процесса воспитания. В нашем случае делаю акцент на работу родителей с ребенком дома и работу воспитателей в детском саду. Важным условием в данной ситуации служит единство целей и задач работы, которые могут быть отражены в специально подобранном дидактическом материале.
Направление работы с родителями реализовано с применением инновационного дидактического пособия Адвент календаря.
Адвент-календарем называют специальный календарь событий, ожиданий, который традиционно используют в европейских странах, для того чтобы наглядно отсчитывать время до Рождества.
Данная идея всего лишь взята за основу, но содержание календарей разработано в сфере экономического воспитания старших дошкольников. Среди родителей появилась группа единомышленников, которые с особым интересом подошли к созданию Адвент-календаря. Хочу отметить, что действующими героями адвент-календарей стали любимые герои детей и их родителей. Данная дидактическая разработка позволила мне помочь родителям создать свой Адвент-календарь, посредством сопровождения их и консультирования. Продолжительность прохождения Адвент-календаря варьируются от 2 недель до месяца на усмотрение родителей. Задания содержат краткие информационные справки для ребенка по данной тематике. Далее представляю вашему вниманию дидактические разработки, сделанные совместно с родителями.
На слайде представлена первая разработка Адвент-календаря, который позволяет познакомиться с котом Майнеко из Японии. В процессе работы с календарем ребенок осваивает культуру отношения к деньгам и ценности любой трудовой деятельности.
Адвент календарь представляет собой 9 ячеек, в которых находятся задания. Хочу отметить, что все задания от Майнеко носят интеллектуальный характер и направлены на развитие логического мышления и обогащение словарного запаса. В результате выполнения заданий ребенок учится делать пальчиковую гимнастику, физ. минутку вместе с родителями, готовить десерт вместе по рецепту от Майнеко. За выполнение каждого задания ребенок получает монетку, которую он складывает в копилку в форме кота Майнеко.
Хочу отметить аккуратность выполнения работы и тщательность продумывания каждого его элемента.
На данном слайде вы можете познакомиться с Фикси-Банком, в котором главными героями являются Фиксики. Всеми любимые детские герои призваны обучать и давать знания, потому в вопросах финансовой грамотности от Фиксиков много интересных и познавательных задач.
Задания Фикси-банка представлены в форме банковских ячеек и поступают напрямую от Фиксиков. Хочу отметить, что основной задачей данного календаря является прививание дисциплины и обучение навыкам ведения домашнего хозяйства:
- составление списка продуктов;
- покупка товаров в магазине с родителями;
- выполнение домашних обязанностей по уборке;
- обучение навыкам бережливого отношения к ресурсам (вода, электроэнергия);
- знакомство с экономической инфраструктурой города.
На данном слайде представлен адвент календарь «Рублик» с героями Мани и Мини, которые знакомят детей с купюрами, наличным и безналичным расчетом. В обмен за выполненные задания ребенок получает сладости.
Отличительной особенностью является выполнение календаря в виде обозначения рубля. Ключевыми заданиями являются:
- раскраска на финансовую тематику;
- создание кормушки совместно с родителями;
- поход в банк;
- знакомство с безналичным расчетом.
Объединяет все работы тесное взаимодействие детей с их родителями. Хочу отметить, что родители были увлечены созданием адвент-календарей и процессом выполнения заданий вместе с детьми.
Итак, если вернуться к составляющим успешного формирования основ финансовой грамотности, то предлагаю остановиться подробнее на каждом из них. Первым направлением является работа с родителями и работа родителей с детьми дома. На следующих слайдах представлены результаты работы родителей с детьми. Задания отражают следующие направления работы :
- знакомство с заданиями Адвент-календарей;
- обучение навыкам рационального использования денег.
- обучение ребенка навыкам счета денег, различиям купюр и монет, здесь вариативность работы с ребенком предполагает и изучение наличных и безналичных финансовых средств, формирование понятия накопления денег.
- прививание навыков ведения домашнего хозяйства – это направление является очень важным, в виду формирования уважительного отношения к чужому труду, к различным профессиям, а также обучения навыкам бережливого и ответственного отношения к дому.
- формирование навыков приобретения и выбора покупок в магазине, что предполагает составление списка продуктов питания и иных бытовых товаров, предварительный подсчет затрат, посещение ребенком совместно с родителями магазина и покупка по списку, оплата товара на кассе.
Второе направление работы с детьми в детском саду в индивидуальной и групповой форме осуществлялась на основе дидактических разработок – адвент-каледарей, а именно на основе решения заданий. Адвент-календарь в данном случае выступает в качестве средства для закрепления полученных знаний, их систематизации и повторения.
Применение мультипликационных героев настраивает ребенка на игровой лад, что способствует созданию благоприятной и комфортной атмосферы для обучения. Например, задания от Фиксиков «Найди пару» и «Знаю все профессии».
Задание «Денежные пазлы» позволяет работать с детьми в мини-группах, а также в индивидуальной форме.
Задание «Картотека проблемных ситуаций» способствует активации мыслительной деятельности, анализу и обсуждению ситуаций в финансовой сфере.
На основании собственного профессионального опыта могу отметить, что совместная деятельность с родителями может привести к эффективным результатам формирования финансовой грамотности ребенка.
Таким образом, мы можем сделать вывод: обучение детей дошкольного возраста финансовой грамотности способствует морально-нравственному воспитанию. Вопросы финансовой грамотности являются основой в развитии ребенка, с помощью которых формируются базовые знания по теме денег, сбережений, истории денег, планированию покупок, выполнению небольших домашних обязанностей, формируется экономический словарь.
На данном слайде представлен список использованной литературы.