Приложение МААМ

Детство как объект здоровьесберегающих технологий

Лариса Маклакова
Детство как объект здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Детство – это уникальный и насыщенный многосторонним развитием период жизни человека. На данном жизненном отрезке зарождаются и начинают свое формирование все важные качества и свойства человека и его организма. Происходит активное физическое и психологическое развитие ребенка. Как важно создать верную среду для формирования здорового организма ребенка.

Публикация «Детство как объект здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

Внимание к здоровью детей обусловлено все больше растущей тенденцией к росту заболеваемости, понижением многофункциональных возможностей детей и темпов их физиологического и умственного развития.

Детство является особенно важным периодом жизни, когда складываются все морфологические и функциональные структуры, которые определяют вероятные способности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще мало высокопрочны и нервная система отличается особенной пластичностью, нужно формировать мотивацию на самочувствие и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Совершенно понятно, что ребенок не может развиваться, не зная цели и значения собственного существования о себе и собственных способностях. Понимание себя, собственных жизненных потребностей нужно, чтобы воспринимать, «ощущать и чувствовать» остальных

людей.

Поэтому развитие у детей ответственности за личное

здоровье – это педагогическая проблема, и лишь медицинскими средствами ее не решить.

Многие эксперты (Амосов Н. М., Аршавский И. А., Бальсевич В. К.,

Щедрина А. Г. и др.) основной причиной укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания[1, с. 40].

Именно физическое воспитание в образовательных

учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка

верное и осмысленное отношение к себе и собственному здоровью.

Следует учесть, что в дошкольном возрасте биологическая

необходимость в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее

воздействие на интеллектуальное и эмоциональное формирование ребенка, его поведение и привычки (Зайцев Г. К., Лободина С. В., Давиденко Д. Н.)[4, с. 37].

Получается, что более действенным методом воспитания является приобщение детей к ценностям здорового образа жизни

в процессе физического воспитания, где в совершенной мере реализуется

необходимость в двигательной активности.

Данная потребность должна сливаться в одно целое с необходимостью получать радость, удовольствие от своего участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться.

На внимании детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. На данном принципе и строится технология целенаправленного формирования ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.

Как отмечают специалисты (Божович Л. И, Венгер А. А, Выготский Л. С., Запорожец А. В. и др., конкретно старший дошкольный возраст

является более подходящим для осмысленного постижения окружающего

мира, для развития, как интеллектуальных возможностей, так и практических

умений и навыков. Однако следует особенно выделить: развитие у

дошкольников знаний, умений и навыков обязано включаться в доступные и

интересные им виды деятельности. Только тогда программа, которая разработана взрослыми, будет для ребенка «его собственной» (Выготский Л. С.)[3, с. 43].

Физкультурные знания ребенка обязаны строиться на личностно

важных ценностях:

1. Знание о собственном физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья. Сюда можно отнести:

- настроение;

- хорошая осанка;

- особенности аппетита, сон, состояние, когда ничего не болит;

- о признаках болезней (высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, насморк, отсутствие аппетита, покраснение глаз);

2. Знание простых правил сохранения и укрепления здоровья, правил

самодисциплины. Речь идет о том, как необходимо заботиться о здоровье :

- соблюдать режим дня (в определенное время укладываться спать, также в одно и то же время, занятия проводить, чередуя с отдыхом,

- закаляться (ходить на прогулки в любую

погоду, проводить простые связи состояния погоды и

соответствующей одежды, принимать душ, спать с открытой форточкой);

- питаться продуктами, полезными для здоровья (мясом, яйцами, рыбой, молочными продуктами). Помогают расти организму здоровым : хлеб, овощи, фрукты предоставляют энергию, жиры греют тело;

- защищаться от бактерий (не есть и не пить на улице,

мыть руки с мылом, есть лишь мытые овощи, пить и есть лишь из

чистой посуды, когда чихаешь – закрывать нос и рот платком);

- делать гигиенические процедуры (полоскать рот после еды, чистить зубы, умывать лицо, шею, уши, руки, ноги, смотреть за чистотой и длиной ногтей,

- соблюдать гигиену одежды и обуви (проветривать, чистить, аккуратно хранить);

- знать о предметах и действиях, которые связаны с исполнением

гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, зубная

щетка);

- знакомство с правилами сохранения предметов собственного обихода,

некоторыми приемами оказания первой помощи при ушибах и порезах

(обработка небольших царапин, накладывание повязок);

3. Знания о физических упражнениях, об их назначении, о методах

внедрения в жизни людей:

- знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, которые связаны с работой крупных

групп мышц;

- изучение частей техники главных видов движений,

правил сохранности при их работе;

- приобретение знаний о содержании и правилах подвижных и спортивных игр, о простых правилах самостоятельных занятий физической культурой;

4. Знания о собственных физических способностях (степень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку);

5. Знания и представления о собственном организме (строение скелета, смысл мышц, строение и активность головного мозга, сердца, органов

дыхания)[6, с. 54].

Овладение предоставленной информацией способствует лучше понять себя, а знания о собственной телесности исполняют функцию ориентиров поведения, обучают правильно отвечать на конфигурации окружающей среды.

Таким образом, ценностное отношение реализуется в оценке

значительности, в осознании важности определенного вида деятельности не лишь на уровне сознания, но и в настоящих действиях и поступках. В данном случае это личностные проявления детей, которые направлены на обучение и воспитание знаниями и навыками сохранения личного здоровья.

Современные здоровьесберегающие технологии, которые применяются в системе дошкольного образования, отображают два направления оздоровительной и развивающей работы:

- приобщение детей к физической культуре

- применение развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент сдвигается от обычного лечения и профилактики заболеваний на улучшение здоровья как независимой культивируемой ценности, нужен комплекс действенных лечебных профилактических мер, система достоверных средств устранения психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности ясно и оправдано, так как здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесного духовного организма, который требует индивидуально-дифференцированного подхода.

Результат обязан содержаться в том, что результат одной оздоровительной меры укрепляется в облике устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воссоздания в режиме саморазвития.

С точки зрения современных подходов к педагогике, общая творческая деятельность детей и преподавателя, является внутренней базой целостности телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, которые лежат в формировании целостности:

- принцип развития творческого воображения – внутреннее ограничение оздоровительной работы, тут ребенок условно становится объектом тех или других педагогических и медицинских действий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, возможно, достигнуть немаловажных итогов в профилактике и лечении ряда болезней: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

- принцип формирования разумной моторики – движение может быть произвольным и управляемым лишь тогда, когда оно становится осознанным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, воспринимать, уважать и любить свое тело;

- принцип создания и закрепления целостного положительного психосоматического состояния при разных видах деятельности, который реализуется благодаря функциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

- принцип формирования у детей возможности к сопереживанию и содействию.

Формами организации здоровьесберегающей работы считаются :

- занятия физкультурой;

- самостоятельная деятельность детей;

- подвижные игры;

- утренняя гимнастика (обычная, дыхательная, звуковая);

- двигательные оздоровительные физкультминутки;

- физические упражнения после дневного сна;

- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

- физкультурные прогулки (в парк, на стадион);

- физкультурные досуги;

- спортивные праздники оздоровительные процедуры в водной среде.

Современные здоровьесберегающие образовательные технологии, возможно, разделить в три подгруппы:

- Организационно-педагогические технологии, которые определяют структуру воспитательно-образовательного процесса, способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и остальных дезадаптационных состояний;

- Психолого-педагогические технологии, которые связаны с конкретной работой преподавателя с детьми;

- Учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению заботе о собственном здоровье и формированию культуры здоровья[5, с. 12].

Таким образом, система образования в настоящее время имеет целый ряд конфигураций, которые выражаются в изменении содержания образования, использовании новейших педагогических, в том числе здоровьесберегающих, технологий и остальных инноваций.

Такой подход требует от воспитателей, педагогов широты эрудиции, активности, возможности анализировать и делать самоанализ, быть готовым к нововведениям. Одним из подобных важных направлений в работе образовательных и, прежде всего, дошкольных учреждений является здоровьесбережение.

ДОУ имеет огромные вероятные способности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это соединено с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации установленных задач с учётом возрастных и психологических способностей детей-дошкольников.

Однако, как показывает практический опыт, большая часть дошкольных образовательных учреждений далеко не в совершенной мере реализуют имеющиеся способности. В преодолении сложившейся ситуации в особенности принципиальна роль преподавателя, воспитателя как носителя и проводника социальных ценностей, посреди которых одной из приоритетных является здоровье ребёнка.

Список использованной литературы

1. Александрова, Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных

образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» [Текст] : учебное пособие / Е. Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.

2. Горбатова, М. С. Оздоровительная работа в ДОУ : нормативно-

правовые документы, рекомендации [Текст] : учебное пособие / М. С. Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 428 с.

3. Кулик, Г. И. Школа здорового человека. Программа для ДОУ

[Текст] : учебное пособие / Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 112 с.

4. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] : учебное

пособие / М. Д. Маханева. – М. : Просвещение, 2000. – 105 с.

5. Павлова, М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного

образовательного учреждения [Текст] : учебное пособие / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. –186 с.

6. Решетнева, Г. М. Здоровье и физическая культура [Текст] Г. М.

Решетнева // Дошкольное воспитание. – 2008 - №4. – с. 54-56.

Публикации по теме:

Физкультурное занятие с применением здоровьесберегающих технологийФизкультурное занятие с применением здоровьесберегающих технологий «Физкультурное занятие с применением здоровье сберегающих технологий». Цель: Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и.

«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий «Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий. Цель Сохранять и укреплять здоровье детей, создавать положительный.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Логоритмика — один из видов здоровьесберегающих технологий Логоритмика - один из видов здоровье сберегающих технологий. В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Конспект НОД на основе здоровьесберегающих технологий «Спасибо, но мне это не нужно!» «Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста здоровьесберегающей технологии – сказкотерапия». Тема: Спасибо, но мне это.

Отчет об использовании здоровьесберегающих технологийОтчет об использовании здоровьесберегающих технологий ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Сегодня.

Фотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУФотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ В каждом саду проводятся здоровьесберегающие технологии т. к в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психологического.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детство как объект здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 29 октября 2023 в 21:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детство как объект здоровьесберегающих технологий» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Маклакова (УИ 57986) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД