Лариса Маклакова
Детство как объект здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это уникальный и насыщенный многосторонним развитием период жизни человека. На данном жизненном отрезке зарождаются и начинают свое формирование все важные качества и свойства человека и его организма. Происходит активное физическое и психологическое развитие ребенка. Как важно создать верную среду для формирования здорового организма ребенка.
Публикация «Детство как объект здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Внимание к здоровью детей обусловлено все больше растущей тенденцией к росту заболеваемости, понижением многофункциональных возможностей детей и темпов их физиологического и умственного развития.
Детство является особенно важным периодом жизни, когда складываются все морфологические и функциональные структуры, которые определяют вероятные способности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще мало высокопрочны и нервная система отличается особенной пластичностью, нужно формировать мотивацию на самочувствие и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Совершенно понятно, что ребенок не может развиваться, не зная цели и значения собственного существования о себе и собственных способностях. Понимание себя, собственных жизненных потребностей нужно, чтобы воспринимать, «ощущать и чувствовать» остальных
людей.
Поэтому развитие у детей ответственности за личное
здоровье – это педагогическая проблема, и лишь медицинскими средствами ее не решить.
Многие эксперты (Амосов Н. М., Аршавский И. А., Бальсевич В. К.,
Щедрина А. Г. и др.) основной причиной укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания[1, с. 40].
Именно физическое воспитание в образовательных
учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка
верное и осмысленное отношение к себе и собственному здоровью.
Следует учесть, что в дошкольном возрасте биологическая
необходимость в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее
воздействие на интеллектуальное и эмоциональное формирование ребенка, его поведение и привычки (Зайцев Г. К., Лободина С. В., Давиденко Д. Н.)[4, с. 37].
Получается, что более действенным методом воспитания является приобщение детей к ценностям здорового образа жизни
в процессе физического воспитания, где в совершенной мере реализуется
необходимость в двигательной активности.
Данная потребность должна сливаться в одно целое с необходимостью получать радость, удовольствие от своего участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться.
На внимании детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. На данном принципе и строится технология целенаправленного формирования ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.
Как отмечают специалисты (Божович Л. И, Венгер А. А, Выготский Л. С., Запорожец А. В. и др., конкретно старший дошкольный возраст
является более подходящим для осмысленного постижения окружающего
мира, для развития, как интеллектуальных возможностей, так и практических
умений и навыков. Однако следует особенно выделить: развитие у
дошкольников знаний, умений и навыков обязано включаться в доступные и
интересные им виды деятельности. Только тогда программа, которая разработана взрослыми, будет для ребенка «его собственной» (Выготский Л. С.)[3, с. 43].
Физкультурные знания ребенка обязаны строиться на личностно
важных ценностях:
1. Знание о собственном физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья. Сюда можно отнести:
- настроение;
- хорошая осанка;
- особенности аппетита, сон, состояние, когда ничего не болит;
- о признаках болезней (высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, насморк, отсутствие аппетита, покраснение глаз);
2. Знание простых правил сохранения и укрепления здоровья, правил
самодисциплины. Речь идет о том, как необходимо заботиться о здоровье :
- соблюдать режим дня (в определенное время укладываться спать, также в одно и то же время, занятия проводить, чередуя с отдыхом,
- закаляться (ходить на прогулки в любую
погоду, проводить простые связи состояния погоды и
соответствующей одежды, принимать душ, спать с открытой форточкой);
- питаться продуктами, полезными для здоровья (мясом, яйцами, рыбой, молочными продуктами). Помогают расти организму здоровым : хлеб, овощи, фрукты предоставляют энергию, жиры греют тело;
- защищаться от бактерий (не есть и не пить на улице,
мыть руки с мылом, есть лишь мытые овощи, пить и есть лишь из
чистой посуды, когда чихаешь – закрывать нос и рот платком);
- делать гигиенические процедуры (полоскать рот после еды, чистить зубы, умывать лицо, шею, уши, руки, ноги, смотреть за чистотой и длиной ногтей,
- соблюдать гигиену одежды и обуви (проветривать, чистить, аккуратно хранить);
- знать о предметах и действиях, которые связаны с исполнением
гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, зубная
щетка);
- знакомство с правилами сохранения предметов собственного обихода,
некоторыми приемами оказания первой помощи при ушибах и порезах
(обработка небольших царапин, накладывание повязок);
3. Знания о физических упражнениях, об их назначении, о методах
внедрения в жизни людей:
- знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, которые связаны с работой крупных
групп мышц;
- изучение частей техники главных видов движений,
правил сохранности при их работе;
- приобретение знаний о содержании и правилах подвижных и спортивных игр, о простых правилах самостоятельных занятий физической культурой;
4. Знания о собственных физических способностях (степень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку);
5. Знания и представления о собственном организме (строение скелета, смысл мышц, строение и активность головного мозга, сердца, органов
дыхания)[6, с. 54].
Овладение предоставленной информацией способствует лучше понять себя, а знания о собственной телесности исполняют функцию ориентиров поведения, обучают правильно отвечать на конфигурации окружающей среды.
Таким образом, ценностное отношение реализуется в оценке
значительности, в осознании важности определенного вида деятельности не лишь на уровне сознания, но и в настоящих действиях и поступках. В данном случае это личностные проявления детей, которые направлены на обучение и воспитание знаниями и навыками сохранения личного здоровья.
Современные здоровьесберегающие технологии, которые применяются в системе дошкольного образования, отображают два направления оздоровительной и развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- применение развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент сдвигается от обычного лечения и профилактики заболеваний на улучшение здоровья как независимой культивируемой ценности, нужен комплекс действенных лечебных профилактических мер, система достоверных средств устранения психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Стремление к комплексности ясно и оправдано, так как здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесного духовного организма, который требует индивидуально-дифференцированного подхода.
Результат обязан содержаться в том, что результат одной оздоровительной меры укрепляется в облике устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воссоздания в режиме саморазвития.
С точки зрения современных подходов к педагогике, общая творческая деятельность детей и преподавателя, является внутренней базой целостности телесного и духовного в жизни ребенка.
Принципы, которые лежат в формировании целостности:
- принцип развития творческого воображения – внутреннее ограничение оздоровительной работы, тут ребенок условно становится объектом тех или других педагогических и медицинских действий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, возможно, достигнуть немаловажных итогов в профилактике и лечении ряда болезней: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;
- принцип формирования разумной моторики – движение может быть произвольным и управляемым лишь тогда, когда оно становится осознанным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, воспринимать, уважать и любить свое тело;
- принцип создания и закрепления целостного положительного психосоматического состояния при разных видах деятельности, который реализуется благодаря функциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;
- принцип формирования у детей возможности к сопереживанию и содействию.
Формами организации здоровьесберегающей работы считаются :
- занятия физкультурой;
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика (обычная, дыхательная, звуковая);
- двигательные оздоровительные физкультминутки;
- физические упражнения после дневного сна;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион);
- физкультурные досуги;
- спортивные праздники оздоровительные процедуры в водной среде.
Современные здоровьесберегающие образовательные технологии, возможно, разделить в три подгруппы:
- Организационно-педагогические технологии, которые определяют структуру воспитательно-образовательного процесса, способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и остальных дезадаптационных состояний;
- Психолого-педагогические технологии, которые связаны с конкретной работой преподавателя с детьми;
- Учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению заботе о собственном здоровье и формированию культуры здоровья[5, с. 12].
Таким образом, система образования в настоящее время имеет целый ряд конфигураций, которые выражаются в изменении содержания образования, использовании новейших педагогических, в том числе здоровьесберегающих, технологий и остальных инноваций.
Такой подход требует от воспитателей, педагогов широты эрудиции, активности, возможности анализировать и делать самоанализ, быть готовым к нововведениям. Одним из подобных важных направлений в работе образовательных и, прежде всего, дошкольных учреждений является здоровьесбережение.
ДОУ имеет огромные вероятные способности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это соединено с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации установленных задач с учётом возрастных и психологических способностей детей-дошкольников.
Однако, как показывает практический опыт, большая часть дошкольных образовательных учреждений далеко не в совершенной мере реализуют имеющиеся способности. В преодолении сложившейся ситуации в особенности принципиальна роль преподавателя, воспитателя как носителя и проводника социальных ценностей, посреди которых одной из приоритетных является здоровье ребёнка.
Список использованной литературы
1. Александрова, Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных
образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» [Текст] : учебное пособие / Е. Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.
2. Горбатова, М. С. Оздоровительная работа в ДОУ : нормативно-
правовые документы, рекомендации [Текст] : учебное пособие / М. С. Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 428 с.
3. Кулик, Г. И. Школа здорового человека. Программа для ДОУ
[Текст] : учебное пособие / Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 112 с.
4. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] : учебное
пособие / М. Д. Маханева. – М. : Просвещение, 2000. – 105 с.
5. Павлова, М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного
образовательного учреждения [Текст] : учебное пособие / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. –186 с.
6. Решетнева, Г. М. Здоровье и физическая культура [Текст] Г. М.
Решетнева // Дошкольное воспитание. – 2008 - №4. – с. 54-56.