Елена Мелешко
«Детское кафе». Сюжетно-ролевая игра в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Детское кафе» - сюжетно-ролевая игра в разновозрастной группе.
В нашем детском саду есть группа - разновозрастная, ее посещают дети от 4 до 7 лет.
В отличие от других групп (одновозрастных, где дети общаются только со своими сверстниками, имеющими такой же игровой опыт, в этой группе игра передается естественным, стихийным образом от более старших детей к младшим.
Публикация «„Детское кафе“, Сюжетно-ролевая игра в разновозрастной группе» размещена в разделах
Малыши могут подолгу стоять и смотреть за тем, что делается на игровой площадке, как играют старшие дети. Постепенно они втягиваются в общую игру: поначалу старшие дети, уже умеющие играть, которым недостает партнеров привлекают их как исполнителей своих инструкций, а затем они становятся полноправными членами играющей группы.
В качестве примера сюжетная игра «Детское кафе».
Старшие дети начинают договариваться на игру, предлагает Вика:
- А кто будет в кафе играть? (Откликается Влад)
- Давай я буду «продавец», а ты как будто пришел с работы на обед чай пить или сок, или кофе…
Разговором заинтересовался Рома.
- А можно с вами?
- Ты тогда «грабитель» будешь, а я – «Человек-паук», я мультик видел, я спасать Вику буду, - соглашается Влад.
- Нет, я «грабителем» не буду, я в кафе приду, - отказывается Рома.
Тогда дети привлекают мальчика со стороны.
- Федя, может, ты будешь? Только «грабителю» надо маску надеть, я видела,- предлагает Вика.
- Ладно, - соглашается Федя,- только я без маски, я не хочу с маской! Я пистолет возьму.
Вика занимает место «продавца» за «барной» стойкой, Влад присел на высокий стульчик напротив, «делает заказ» :
- Мне мороженого дайте, пожалуйста. Клубничного, земляничного, вишневого… Ну, хватит, наверное! А сколько пицца стоит?.
Варвара (ей 4 года, понаблюдав немножко за игрой старших, пристраивается к «продавцу» : там интересный кассовый аппарат, с которым она не прочь поиграть.
- Не трогай кассу, - говорит Вика, - это для продавца. Ты тоже заказ делай. Садись на стульчик, выбирай, какое тебе мороженое? Может, чаю налить или кофе? Чаю, да? Плати 2 рубля. Ну что ты, не понимаешь?
Непонимание Вари вызывает целый ряд пояснений со стороны Вики.
- Вот бумажки в коробочке лежат, это у нас денежки. Давай мне две. Все, ты уже заплатила. Давай я тебе чай на столик поставлю, садись сюда, возьми свою дочку, а я тебе еще пирожные принесу. Теперь корми свою дочку!
Варвара берет с полочки куклу, начинает кормить ее, а старшие дети развертывают свой сюжет дальше. Приходит Рома, они с Викой обсуждают, какие конфеты к чаю Роме выбрать: Вика предлагает с орешками, ей они больше нравятся, Рома колеблется, тогда включается в дискуссию Влад, он уже «съел» весь свой заказ. В это время в игру включается Федя – «грабитель», но пистолета у него нет.
- Это ограбление, – громко произносит он, - давайте деньги!
Влад торопится «обезвредить» противника, хватает его, тащит прочь. Зная, что Федя боится щекотки (ребята дружат, Влад начинает щекотать его, они хохочут, начинается веселая потасовка, Рома с удовольствием присоединяется. Игра распадается.
Анализируя эту игру, видно, что в ней выделяется четко подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей с учетом мнения партнеров по игре. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий, связанных с передачей отношения к другим людям. Ролевые действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Внеролевая речь направлена на младшего ребенка, вводимого в игру.
Старший ребенок подключает младшего к второстепенной роли, поясняет ему в ходе игры, как надо вести себя в соответствии с ролью, поясняет значение предметов-заместителей, чтобы он вел себя соответственно смыслу игры, а при возможности переключает его на игру с сюжетной игрушкой, чтобы он был занят, никому не мешал, но и не чувствовал себя ущемленным.