Людмила Куадже
Детские музыкальные инструменты и использование их в игровой деятельности
▼ Скачать +Заказ
Неоспоримо значение игр в развитии ребёнка. В игре формируются все стороны человеческой души: его ум, его сердце и воля. Стоит отметить, что именно в игре ребёнок может в полной мере проявить свою инициативу, получить новый опыт. В игре быстрее устанавливаются коммуникативные связи, развиваются умения, внимание и навыки ребёнка.
Так как игра является привлекательным для ребёнка видом деятельности, то эффект её воздействия на развитие ребёнка очень высок. Присущий игре момент развлекательности усиливает мотивационную сторону игры, включает в её процесс настроение праздника и радости. Играть на музыкальном инструменте играя - именно такая формула наиболее приемлема для дошкольников. В игре ребёнок лучше познаёт себя и окружающих. В игровой ситуации ребёнок более коммуникабелен, он увлечён, он творит – и это прекрасно! У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на неё лишь в незначительной степени распространяются наши представления о прекрасном. У неё есть главный смысл – прикладной, элементарная музыка помогает детям изучать и исследовать мир, а также своё отношение к нему через музыкально-творческую игру.
Публикация «Детские музыкальные инструменты и использование их в игровой деятельности» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Игра с использованием музыкальных инструментов – особая форма игровой деятельности детей. Она стимулирует не только развитие узкоспециальных музыкальных способностей, но и помогает в развитии творческих и психических качеств, физических данных ребёнка. Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, что стимулирует их познавательную активность. Несмотря на то, что игра проводится по определённым правилам, дети привносят в неё свою фантазию, обогащают её своими впечатлениями.
Особым направлением игровой деятельности являются музыкально – дидактические игры с применением музыкальных инструментов, которые могут использоваться в свободной деятельности ребенка. Развивая музыкальные способности, эти игры помогают при изучении музыкальных инструментов, закреплении материала пройденного на музыкальных занятиях. В процессе игры непринуждённо решаются разные задачи творческой направленности.
Приведу описание нескольких музыкально-дидактических игр :
• «Угадай-ка».
Вариант 1.
Цель игры: развивать музыкальную память и слух.
Педагог берёт несколько разных музыкальных инструментов (2-3, и по очереди играет на них. Дети должны правильно назвать инструменты в той последовательности, в которой они прозвучали.
Вариант 2.
Педагог за ширмой играет на музыкальном и инструменте. По звучанию дети отгадывают название инструмента. Тот, кто отгадает быстро и правильнее, играет на музыкальном инструменте, а затем загадывает детям следующую музыкальную загадку.
Вариант 3.
Звучат одновременно несколько музыкальных инструментов, на которых музицируют дети и педагог. Дети, которым загадывают музыкальную загадку, должны узнать и назвать инструменты, звучащие в ансамбле.
• «Маленький оркестр»
Цель игры: развивать внимание, формировать мотивацию ребёнка к творчеству, импровизации и элементарному сочинительству, развивать чувство ритма.
Вариант 1.
Дети сидят на стульчиках по кругу, музыкальные инструменты в руках у каждого второго-третьего ребёнка. Педагог играет 2-х частную мелодию. На мелодию первой части дети передают инструменты по кругу. Когда зазвучит вторая часть, дети в руках, у которых музыкальные инструменты начинают аккомпанировать педагогу. Каждый ребёнок успевает помузицировать на всех инструментах.
Вариант 2.
На первую часть музыки все дети на разных музыкальных играют вместе с педагогом, который играет на фортепиано. Когда звучит вторая часть музыки, педагог говорит: «играют бубны», дети, играющие на бубнах, аккомпанируют педагогу, остальные дети слушают. Можно называть несколько инструментов, например: «играют треугольники и бубенчики».
Вариант 3.
Стульчики расставлены по кругу, на них лежат музыкальные инструменты. Дети стоят за стульчиками. На первую часть польки все двигаются поскоками вокруг стульев, в конце первой части останавливаются и берут со стульчика музыкальный инструмент. На вторую часть все дружно музицируют.
• «Найди своё место»
Цель игры: развивать внимание, музыкальный слух, музыкальную память.
Вариант 1.
По очереди звучат музыкальные инструменты. Дети сидят с закрытыми глазами и слушают, после чего расставляют на столе инструменты в том порядке, в котором они прозвучали.
Вариант 2.
Перед детьми на демонстрационном столе выложены музыкальные инструменты. После того, как дети закроют глаза, педагог или водящий играет на некоторых музыкальных инструментах. Дети должны ответить, какие инструменты не прозвучали, и поиграть на них.
Вариант 3.
Педагог, после того, как дети закроют глаза, играет на всех инструментах, а затем раскладывает инструменты в другом порядке. Дети должны: расставить инструменты в том порядке, в котором они прозвучали.
• «Хоровод»
Цель игры: развивать творческие способности детей, побуждать к импровизации, развивать музыкальный слух.
Дети стоят по кругу за стульчиками. Когда звучит весёлая музыка, все импровизируют на инструментах. Как только она неожиданно для детей останавливается, все перебегают на другие места и берут новые инструменты.
• «Карусель»
Ритмическая игра на ускорение и замедление темпа.
Педагог, стоя в центре круга, предлагает детям покататься на музыкальной карусели : она сначала крутится медленно, а потом всё быстрее. Дети исполняют на своём музыкальном инструменте один звук. Игра движется по кругу, дети играют друг за другом. Для этой игры можно использовать известные детские стихи :
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом – потом-потом –
Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два –
Вот и кончилась игра!