Комарова Светлана Александровна
Детская повышенная тревожность: причины и пути преодоления
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенок постоянно без настроения, чего-то боится, плохо спит и часто плачет — налицо все признаки повышенной тревожности.
В настоящее время количество детей, страдающих теми или иными формами тревожных расстройств, увеличилось. Возникновение и закрепление тревожности связанно с неудовлетворением возрастных особенностей ребенка. Так же это связано со многими факторами: напряженная обстановка в семьях, погруженность в мир интернета и гаджетов и т. д.
Дети дошкольного возраста проявляют повышенную тревожность в незнакомой обстановке или боятся темноты.
Темочки:
Малыши нуждаются в ощущении безопасности и постоянном присутствии мамы. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание,формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.
По определению Р. С Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». А. М Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности». Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
Существует две формы детской тревожности :
1. Открытая. Ребенок сознательно переживает определенные эмоции и демонстрирует их своим поведением.
2. Скрытая. Когда ребенок сам не осознает, что испытывает беспокойство. Это может проявляться в чрезмерном спокойствии, апатичности или даже отрицании любого дискомфорта.
Второй вид тревожности встречается гораздо реже, основным его симптомом считают так называемое «неадекватное спокойствие». Ребенок настолько сильно переживает, что тщательно скрывает это, демонстрирует полное спокойствие и отрешенность от ситуации.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка. Тревожный ребенок имеет неадекватную самооценку, испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу. На вопросы воспитателя тревожные дети отвечают тихим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть, как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затруднённой. Манипуляции с собственным телом снижают у тревожных детей эмоциональное напряжение. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. Общение для детей в дошкольном возрасте приобретает особенное значение при поступлении в детский сад или другие дошкольные учреждения. Однако, как показывают наблюдения психологов, у детей с высоким уровнем тревожности коммуникативные способности в группе сверстников развиты слабо. Такие дети часто являются «аутсайдерами» в своих группах, не могут проявить и реализовать себя в деятельности детского коллектива. Эти процессы влияют на формирование неадекватной, часто заниженной самооценки у ребенка - дошкольника,что ещё более усугубляет тревожное состояние подрастающей личности.
Как понять, что у ребенка повышенная тревожность
Обратите внимание и на степень выраженности каждого пункта. Единичные проявления ни о чем не говорят, а вот регулярные случаи, да еще и с тенденцией к усугублению, указывают на проблему. Итак, повышенная тревожность присутствует, если ребенок:
• боится всего нового, неизвестного;
• напряжен, скован, остро реагирует на любую неприятную мелочь;
• не уверен в себе;
• быстро устает;
• рассеянный, совершает бессмысленные действия;
• склонен к негативизму, видит в людях и событиях только плохое;
• пассивен, апатичен, его трудно чем-то увлечь;
• плохо реагирует на критику;
• испытывает чувство вины даже в тех случаях, когда объективно не виноват;
• критикует других людей за малейшую оплошность;
• жалуется на плохие мысли, страшные сны;
• плохо спит, засыпает с трудом;
• часто плачет;
• не может переносить ожидание (например, в очереди);
• избегает любых трудностей
Источники и причины тревожности
Бороться нужно не только с проявлениями тревожности у детей, но и с причинами ее возникновения. Даже правильно подобранная и своевременная психотерапия не принесет результата, если ребенок будет каждый раз находиться под влиянием стрессовых факторов. Выбраться из этого состояния не получится, пока не будут устранены источники тревожности.
Семья
— В неблагополучных семьях дети тревожны и агрессивны, у них низкая самооценка и при этом огромное желание доказать миру, что они лучше других.
— Несоответствие ребенка устремлениям и планам его родителей. Фразы «Как же ты меня разочаровала, а ты ни на что не годен» очень бьют по самооценке ребенка, вызывают у него страх несоответствия семейным традициям.
— Тревожность родителей заражает и детей. Если мама бурно реагирует на любой проступок, всего боится и пугает ребенка страшными последствиями, он станет мыслить так же.
— Строгое воспитание, негибкость, гиперопека формируют у ребенка ощущение, что от него ничего не зависит. Все, что ему остается, быть куклой властных родителей. Это вызывает беспокойство и внутренний протест, а с ними и тревожность.
Друзья
— Одни дети общаются со сверстниками ради удовольствия. Другие же — в угоду собственным страхам и комплексам. Боязнь быть отвергнутым некой социальной группой заставляет впадать в зависимость от друзей, их мнения.
— Тревожный ребенок может и сам отвергать группу детей. Ему кажется, что там его обидят, не поймут, поэтому избегает любого общения, неуютно чувствует себя в коллективе.
Основные направления работы по преодолению тревожности
Повышение самооценки. Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Снятие мышечного напряжения – «панциря», лицо, тело,плечи. Прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в ребёнка. Повышайте самооценку ребёнка, позитивно оценивая его действия и поступки. Как можно чаще называйте ребёнка по имени и хвалите в присутствие других детей и взрослых. Помогите ребёнку снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – научите его выполнять релаксационные упражнения. Способствуйте снятию мышечного напряжения с помощью массажа. Отрабатывайте навыки поведения в конкретных ситуациях. В различных играх при этом очень важно не только разыгрывать ситуацию, но и обсудить её с ребёнком.