Татьяна Бедник
«День птиц», тематический классный час, 3 класс
▼ Скачать + Заказать документы
«День птиц". Методическая разработка тематического классного часа, 3 класс.
Цель:
• сформировать у детей представления о жизни птиц, развивать эрудицию, пробуждать желание к познавательной деятельности.
Оборудование:
• открытки и рисунки с изображением птиц,
• карточки с заданиям.
Ход программы:
Давайте, ребята, отправимся с вами… за чудесами!
Публикация «„День птиц“, тематический классный час, 3 класс» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День птиц. 1 апреля
- Классные часы и внеклассные меропряития в 3 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Да, да, за чудесами. Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным.
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём – ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатром.
Тема нашего классного часа спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица).
Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц.
Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц.
В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена. Международному дню птиц и посвящён наш классный час.
Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов, плодожорок и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от вашего дома, надо знать.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами.
Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц :
- Синь – синь! – посвистывает синица.
- Чи – чи! Чи – чи! – вторит ей чиж.
- Гра – гра! – представляется грач.
- Сквор – сквор! – поют скворцы.
- Ку – ку! Ку – ку! – зовёт кукушка.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.
- Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. Для этого ребята заранее разделились на две команды, выбрали капитанов. Уважаемые члены жюри, просим вас занять почётные места и оценить знания наших ребят.
(Жюри занимает почётные места).
1 конкурс: «Приветствие».
Представление команд. Каждая команда придумала себе название, девиз и нарисовала эмблему.
1- я команда «Дятел».
Девиз: В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»-
И ставит подпись: дятел.
2 – я команда: «Сорока».
Девиз: Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
2 – й конкурс: «Разминка».
Учитель задаёт вопросы командам по очереди. На обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.
Вопросы:
- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус).
- Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За её способность охотиться ночью).
- Как зовут птицу – гадалку? (Кукушка).
- Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока).
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи).
- Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин).
- Эта птица стоит на первом месте по скорости полёта среди всех птиц. (Стриж).
- Самая маленькая птичка планеты? (Колибри, её размер 1,5 – 2 см).
- Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока).
- Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сова).
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики).
- Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит).
(Жюри оценивает конкурс.)
3 – й конкурс: «Собери и объясни пословицу о птицах».
Команды получают написанную на листочке бумаги пословицу. В которой перепутаны местами все слова. Нужно восстановить пословицу и объяснить её смысл.
1. Лес без птиц и птицы без леса не живут.
2. Всякая птица своим клювом сыта.
4 – й конкурс: «Почтовый ящик».
- Ребята, на наш адрес пришло два письма. Угадайте, кто их написал.
Учитель читает письмо – описание для каждой команды, учащиеся отгадывают птицу.
1 команда.
«У меня на голове чёрная шапочка. Спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко – жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу. Ем всё : и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?
Ответ: синица.
2 команда.
«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»
Ответ: поползень.
4-й конкурс: «Птичьи разговоры».
Команды получают карточки:
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли свистят
Утки гогочут
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает.
Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.
( Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают).
(Жюри оценивает конкурс.)
5 – й конкурс. «Птичьи профессии».
- А можете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Капитаны команд получают карточки.
Птица – рыболов соловей
Птица – плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица – строитель баклан
Птица – акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.
( Ответ: птица – рыболов (Баклан). Баклан прекрасно ныряет в глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700 – 800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов и в море.
Птица – плотник (Дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (Иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (Ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнёзд варят суп.
Птица – акробат (Поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист (Соловей). Об этой птице говорят : «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».
Ночной хищник (Сова). Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша кукушка).
(Жюри оценивает конкурс.)
7 – й конкурс: «Восемь птиц».
- В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут.
Команды получают карточки с текстом.
Восемь птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.
8конкурс. Конкурс актёрского мастерства».
- Ребята, вы не забыли, что 1 апреля ещё и День смеха. Вот сейчас мы и посмеёмся.
Команды получают карточки с заданием – изобразить:
- пение кукушки (1 команда);
- крик петуха (2 команда).
9 конкурс: «Загадки».
Каждая команда получает 15 карточек с буквами: А В Г Е И К Л Н О П Р С Ц Я Ч. Отгадав загадку, ребята быстро встают в ряд так, чтобы можно было прочитать слово – отгадку.
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперёд по полю вскачь,
А зовётся птица (грач).
2. На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаёте? Это (цапля).
3. Распустила хвост жар – птица.
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс (павлин).
4. Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей (скворец).
5. Ночь, как смоль, черным – черна.
Серой птице не до сна :
Меж кустов, как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет – станет жутко.
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает (сова).
10 конкурс: «Портрет пернатого друга».
Каждый участник команды рассказывает что – то интересное о птице, чей портрет он нарисовал дома.
11 конкурс: «Плакаты о бережном отношении к миру пернатых».
Каждая команда рисует плакаты и защищает свой плакат. Жюри оценивает яркость, красочность плаката, аккуратность и его содержательную сторону.
(Жюри подводит итоги. Награждение команд.)
- Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!
Ребё нок:
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок.
В поле – каждый колосок.
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Всё, что рядышком со мною, -
Это всё моё родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нём!
Литература:
• Классные часы 1 класс 2008 г.
• Классные часы 1 – 4 классы 2007 г.
• Группа продлённого дня 1 – 2 класс.
• Классные часы 2 класс. 2008 г.
1-я команда «Дятел».
Девиз: В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»-
И ставит подпись: дятел.
2 – я команда: «Сорока».
Девиз: Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.