ольга круглова
«Чудеса истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид занятия: ознакомление с окружающим миром.
Тип занятия: углубленно- познавательное.
Тема занятия: «Чудеса истории».
Возраст: 6-7 лет.
Способ организации детей на занятии: общегрупповое.
Предварительная работа:
- рассказ воспитателя о музее - заповеднике;
- рассматривание иллюстраций;
- посещение с родителями музея – заповедника.
Наглядный дидактический материал:
а) демонстрационный: схема музея – заповедника «Старая Сарепта»; иллюстрации зданий.
б) раздаточный: игра «Чей костюм»; ленточки; иллюстрации зданий.
Публикация «„Чудеса истории“» размещена в разделах
Словарь новых слов: кирха, сарпинка, бальзам.
Задачи: познакомить с музеем – заповедником «Старая Сарепта» с опорой на план схему и иллюстрации зданий музея, обучить детей умению переносить полученные знания о национальностях, костюмах народов Нижнего Поволжья в игру; формировать толерантность. Обогащать знания детей о достопримечательностях района; развивать зрительную память, мыщление, умение сопоставлять иллюстрации с планом – схемой. Воспитывать у детей чувство гордости и любви за свой район.
Ход:/ воспитатель показывает иллюстрацию музея – заповедника «Старая Сарепта»/
Воспитатель: Ребята, что это? А что вы знаете об этом музее? Где вы были с родителями? / ответы детей/
Воспитатель: Старая Сарепта – это живая история. Это часть деятельности императрицы Екатерины 2 по освоению незаселённых земель Поволжья. Сейчас здесь размещены музеи. Первые поселенцы прибывшие сюда из Германии построили настоящую крепость. Все здания на площади соединялись подземными ходами на случай войны или осады. Вот как об этом месте рассказала в своём стихотворении Т. А. Лаврова.
На перекрёстке двух речных дорог
Раскинулся привольно и широко
Среди степи – зелёный островок,
Вместивший всю российскую эпоху…
Построив крепость, мастерские и дома,
С немецкой аккуратностью, стараньем,
Была колония Сарепта создана,
Царицы удостоившись вниманья.
Весь мир своей «сарпинкой» покорила,
Защитой от кочевников слыла,
Источник минеральных вод открыла,
Трудилась, процветала и жила.
Над Старою Сарептою промчались
Пожары, революция, война…
Нелёгкая судьбина ей досталась,
Но выстояла. Расцвела она.
Воспитатель: Вот какое это замечательное место! И сегодня мы с вами совершим «экскурсию» по музею – заповеднику, познакомимся со зданиями расположенными здесь. И поможет нам в этом план – схема. / воспитатель вывешивает на доску план - схему/
1. Это кирха / показ иллюстрации/ Кирха – это церковь. Это здание строилось, как церковь, потом здесь был кинотеатр, склад. Сейчас это опять церковь где проходят богослужения и играет орган. / убирает иллюстрацию/
2. «Дом сестёр» / показ иллюстрации. / Здесь жили незамужние женщины и была школа для девочек. Сейчас здесь расположены администрация и архив музея. Кроме того здесь есть гостевые комнаты и кафе.
3. «Дом братьев» Здесь жили холостые мужчины. Сейчас это культурный центр. Здесь проходит фестиваль народов Поволжья. / убирает иллюстрацию/
Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Чей костюм»
Цель: закрепление знаний детей о национальностях и костюмах народов Нижнего Поволжья, воспитывать толерантность.
Ход игры: взять картинку и назвать, какой национальности принадлежит этот костюм.
4. Бальзамная фабрика / показ иллюстрации/ Здесь изготовлялся знаменитый «Сарептский бальзам». Бальзам – это лечебное средство, он изготовлялся из 20 собранных под Сарептой трав.
5. «Дом вдов» Здесь жили одинокие пожилые женщины.
6. Свечная мастерская. Мастерская по изготовлению свечей, которые продавали по всей территории Нижней Волги, позже здесь выпускали и продавали швейные машины «Зингер». Сейчас все три здания объединены и здесь находится военкомат российской армии. / убирает иллюстрацию/
Воспитатель: Давайте и мы с вами покажем, какими защитниками мы вырастим. Поиграем в игру «Мы защитники». На команду воспитателя «моряки», «лётчики», «танкисты» дети двигаются по группе с соответствующими движениями.
7. Воспитатель: Вот какие Здесь жила семья купцов/показ иллюстрации/ Сейчас здесь можно увидеть выставку «Дом колониста» /убирает иллюстрацию/
8. Магазины/ показ иллюстрации. / Здесь продавались производимые в Сарепте товары: пряники, горчицу, ткань «сарпинку». Сейчас здание с выставочными помещениями. / убирает иллюстрацию/
9. Дом на две семьи /показ иллюстрации/Здесь жил натуралист и органист Александр Беккер, потом был завод минеральных вод. Сейчас здание на реставрации. /убирает иллюстрацию/
10. Гостиный двор. /показ иллюстрации/Здесь также находился завод минеральных вод, потом школа искусств и музыкальная школа. Сейчас здание на реставрации. /убирает иллюстрацию/
11. Аптека/показ иллюстрации/ После открытия источника минеральной воды на горе Ергенинская здесь был открыт курорт, один из первых в России. Потом был магазин, аптека. Сейчас выставочный зал/ убирает иллюстрацию/
12. Дом пастора. /показ иллюстрации/Здесь жила семья пастора (священника) и служителя общины. Сейчас здание на реставрации. /убирает иллюстрацию/
13. Это здание сгорело во время пожара/показ иллюстрации/, потом его восстановили, здесь была больница. Сейчас русско-немецкий центр встреч. Немецкая библиотека. /убирает иллюстрацию/
Воспитатель: Сейчас предлагаю поиграть в немецкую игру «В три ноги». Правила игры: число игроков чётное. Игроки становятся парами на линию старта. В каждой паре правую ногу одного игрока и левую другого связывают яркой лентой или верёвочкой. Устраивается забег пар на трёх ногах. Побеждает та пара, которая быстрее всех добежит до финиша.
14. Площадь Свободы с памятником русским солдатам Сталинградской битвы, которые погребены здесь на площади/показ иллюстрации/. Раньше в центре площади был фонтан / убирает иллюстрацию/.
Воспитатель6 Вот и закончилась наша «экскурсия» и в конце предлагаю вам стать «строителями». С помощью иллюстраций, опираясь на план – схему, «построить» Старую Сарепту.
Литература:
1. Старая Сарепта. Брошюра на немецком языке. Перевод частного лица. 2000г.
2. Любимый наш Красноармейск. Сборник материалов по итогам конкурса. Волгоград, 2008.
3. Л. В. Лосева, М. В. Корепанова,А. Я. Яценко. Моя Родина- Волгоград, Волгоград,2003.
4. Е. С. Евдокимова, Н. В. Езубова, Н. В. Додокина, И. В. Сластёнова. Игры
Детей Поволжья: традиции и современность. Волгоград-Саратов,2004 п
№1
№ 2,3
№4,5,6
№7
№8
№9
№10
№11
№12
№13
№14