Надежда Муравцова
Конспект открытого занятия «Наши имена»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши имена».
Задачи: дать детям знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.
Материалы и оборудование: книга Н. Носова «Приключения Незнайки», свечка в безопасном подсвечнике.
Ход занятия:
- Ребята, садитесь на стульчики поудобнее. Посмотрите внимательно друг на друга, улыбнитесь.
Публикация «Конспект открытого занятия „Наши имена“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- Прежде, чем я скажу вам тему нашего занятия, давайте поиграем в игру «Чем мы похожи». Начну игру я. «Соня, выйди, пожалуйста, ко мне сюда на коврик, потому что у нас кофточки одинакового цвета».
(см. Приложение)
- Все мы чем-то похожи друг на друга и чем-то отличаемся.
- Несмотря на то, что у нас много общего, всё-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Это имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имена – это слова, но особые.
- Давайте разберёмся. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, людей, Людмила (милая людям, Надежда, Вера, Любовь – всё это древнерусские имена.
По имени можно немало узнать о человеке: маленьких детей чаще всего называют ласково: Ванечка, Танечка; взрослых называют по имени и отчеству.
- Вот скажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей, бабушку, дедушку?
(Ответы детей).
- А как будут звать вас, когда вы вырастите?
(Ответы детей).
- К человеку можно обращаться по имени (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на «Вы» (к старшим людям). Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому всегда помнят имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, имена своих друзей и не ленятся приветливо называть их, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.
- А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним? Давайте поиграем в игру «Ласковое имя». Надо назвать ласково соседа, сидящего справа, и передать ему нашу горящую волшебную свечку, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо». Начну игру я – Сонечка.
(см. Приложение).
- Молодцы, ребята, вежливо, ласково, обращаетесь к сверстникам.
- Есть люди, у которых одинаковые имена, они тёзки, например, у нас в группе есть две Сонечки – это Пугачёва Соня и Дементьева Соня. Чтобы не ошибиться, мы к ним обращаемся или по имени и фамилии, или же называем Соней большой и Соней маленькой.
- Кто ещё может назвать свою тёзку?
(Ответы детей).
- Я знаю, что у вас у каждого есть своё домашнее имя. Вас так родители иногда называют дома. Скажите, пожалуйста, своё домашнее имя.
(Ответы детей).
- Ребята, скажите, знаком вам этот человек на портрете, кто это? (Н. Н. Носов, писатель).
- Правильно. А какие вы знаете его произведения?
(«Клякса», «Бобик в гостях у Барбоса», «Фантазёры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Наш каток» и др.)
- Молодцы! Послушайте отрывок из книги Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Вы внимательно послушайте, а потом скажите, хорошо ли поступил Незнайка.
(Чтение отрывка, в котором говорится о том, как Незнайка стал поэтом.
см. Приложение).
- У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы думаете почему их так назвали?
(Ответы детей).
- Вам понравились стихи, который сочинил Незнайка? Чем?
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Знайка шёл гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
(Ответы детей).
- А вы бы хотели, чтобы про вас сочинили такие дразнилки?
- Конечно, не понравилось бы. Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки. И будем обращаться друг к другу по имени, вежливо, ласково, делать друг другу комплименты.
- Давайте опять возьмём нашу волшебную свечку и передавая её сделаем другу другу комплименты. Начинаю я.
(см. Приложение).
- Вам понравилось слушать и говорить комплименты?
- Ну вот и наше занятие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, о чём мы сегодня с вами говорили?
(Об именах, как надо обращаться к сверстникам, взрослым людям. Что людей с одинаковыми именами называют тёзками. Что нельзя сочинять друг про друга дразнилки – это неприятно, а надо делать комплименты.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра “Чем мы похожи”. Начинает игру воспитатель: приглашает в круг одного из ребят по сходству с собой. Например: “Катя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас туфли одинакового цвета”. Катя выходит в круг и приглашает выйти кого-либо из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Игра может повторяться несколько раз. После игры воспитатель говорит о том, что все люди разные, но у всех людей есть что-то одинаковое (перечисляет, какие одинаковые черты внешнего вида, элементы одежды были названы). Итог игры – мы все разные, но у нас есть что-то общее и нам хорошо вместе.
Игра «Ласковое имя». Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».
(Игра “Комплименты”. Дети сидят в кругу. Начинает говорить комплимент ребенку воспитатель. Ребенок, получивший комплимент, говорит комплимент своему соседу и т. д. по цепочке. Последний в кругу ребенок говорит комплимент воспитателю. В конце игры – обсуждение результатов. Каждый ребенок говорит о том, что он чувствовал, когда слышал комплимент в свой адрес и когда говорил комплимент соседу. Понравилось ли ему слушать и говорить комплименты).