Наталья Биляр
Консультация для родителей «Что влияет на развитие речи ребёнка»
Чем ближе поступление в первый класс, тем чаще взрослых волнуют вопросы неправильного произношения, молчания, неумения разговаривать у дошколят. И они правы: обучение в школе уже в первые месяцы выявит последствия, как лакмусовая бумага. Неумение отвечать на вопросы, объяснять, рассказывать, понимать прочитанное отразится на успеваемости, а впоследствии отобьёт охоту учиться, скажется на самооценке, повлечёт за собой ряд других проблем. Чем раньше близкие поймут, что делают не так, тем быстрее смогут помочь.
Типичные речевые дефекты у дошкольников-будущих первоклассников:
недостаточный словарный запас, неумение пользоваться выразительными средствами родного языка, риторическими фигурами;
обилие сленга, клише;
неспособность построить связный текст. Вместо него используется набор простых предложений без всякой логической последовательности;
отсутствие умений объяснять, доказывать,обосновывать, правильно ставить вопросы, давать развёрнутые ответы;
неумение пользоваться интонациями, регулировать беглость, плавность, громкость, темп, динамичность, напряжённость и другие характеристики.
Отсюда проблемы в общении со сверстниками, взрослыми, позже – с людьми противоположного пола, непонимание смысла прочитанного, процесса чтения, неграмотность.