Елена Новченкова
Занятие в 3 классе «Чем люди отличаются друг от друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чем люди отличаются друг от друга».
(Второй год обучения, 3 класс)
Цель: учить осознанию необходимости признавать и уважать права других людей.
Задачи: - ознакомить детей с понятием «качества людей»;
-помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности;
-учить принимать себя и окружающих такими, какие они есть.
Ход урока.
I.Орг. момент. Сообщение темы, цели и задач урока.
II.Основное содержание урока.
1)-Давайте вспомним сказку «Снежная королева». О чём она?
Публикация «Занятие в 3 классе „Чем люди отличаются друг от друга“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-В этой сказке было зеркало, в котором всё доброе и прекрасное, что есть в человеке, уменьшалось, а дурное и безобразное увеличивалось. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, попадая в глаза людям.
-Представьте: когда Кай и Герда выросли, они создали волшебные очки, которые помогали разглядеть хорошее в человеке, и даже, такое, которое человек прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит сейчас такие очки. Как это сделать? Просто представьте себе, что вы в очках, посмотрите сквозь них на каждого из ребят и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, вы увидите и то хорошее, что обычно не замечается. (Учитель первым «надевает очки» и показывает детям, как ими пользоваться.) после игры дети делятся своими чувствами, которые они испытывали в обеих ролях: наблюдателей и наблюдаемых.
-А теперь давайте вспомним те слова, которые вы говорили друг другу. (Честный, добрый, весёлый и т. п.) Эти слова будем записывать на доске (или показать на слайде).
-Как можно назвать все эти слова? (Качества людей).
--А какие бывают качества? (Хорошие и плохие. Делается вывод, что в человеке какие-то качества окружающим могут нравиться, а какие-то нет.)
2)«Психологическая загадка».
По описанию качества детям нужно догадаться, какое качество загадано:
Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор (миролюбивый).
Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности (ответственный).
Человек, любящий трудиться (трудолюбивый).
Человек, который знает о своих недостатках (самокритичный).
Человек, готовый всегда помочь (отзывчивый).
Для лучшего усвоения значения этих слов, дети составляют предложения с этими словами.
3) Упражнение «Мы похожи – мы отличаемся». Учитель приглашает к доске двоих участников к доске и обращает внимание на явные различия в их внешности. Затем предлагается постараться найти у них 5сходных качеств и 5 различных. После этого пара испытуемых сменяется другой и т. д.
-Подумайте и ответьте, как можно сказать про наш класс : что мы все разные или все одинаковые? Почему?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Оказывается, я в чём-то похож на каждого из учеников в классе и даже на учителя.
-Подумайте и скажите, хотели бы вы, чтобы все люди на Земле были одинаковыми? Почему?
-Как вы думаете, что такое индивидуальность? Ответы запишите в своих тетрадях.
Выборочное чтение ответов учащихся.
-Один мудрец сказал: «Если бы все люди были совершенны, то они не отличались бы друг от друга. Похоже, индивидуальность происходит от недостатков». Надо ценить и принимать человека таким, какой он есть.
Физ. минутка. Учитель перечисляет разные черты характера. Если они положительные, то дети хлопают в ладоши. Если отрицательные – приседают.
III. Работа со сказкой. Сейчас я прочитаю сказку «Туча» (автор – Н. Мишин, а вы подумайте, какой смысл заложен в этой сказке?
Скажи, ты любишь небо? Голубое, голубое, зовущее. Не правда ли, тебе не раз хотелось улететь в эту бескрайнюю, манящую высь или представить себя облаком, которое плавно плывёт по небу. Тогда слушай.
Представь: стоит жаркий летний день. Ты лежишь на лугу, воздух наполнен ароматом полевых цветов. Ты смотришь в небо. На горизонте виднеются облака. Ещё секунда – и ты закрываешь глаза, потому что от зноя и аромата трав тебя клонит в сон. И вот ты становишься невесомым и лёгким, как облако. Ты взлетаешь в небо к другим облакам, белым, пушистым и нарядным.
-Здравствуй, дружок, - говорят они. – Иди к нам! – Облачко осматривается кругом, радуясь, что его так дружелюбно приняли.
-Давайте поиграем во что-нибудь. Например, полетаем над землёй и посмотрим, что делают люди, предложило Облачко.
-О, мы с радостью полетим с тобой, ведь это так интересно! – звонко воскликнули все облака разом.
-И я с вами! – раздался глухой голос.
-Ну, вот ещё! Ты нам всё испортишь. Ты серая и неуклюжая. Люди испугаются и убегут, - отвечали белые облака.
Облачко оглянулось и увидело в стороне пухлое, серое облако.
Оно ещё больше нахмурилось и потемнело от насмешек. Облачку стало жалко его.
-Кто это? – спросило оно у друзей.
-Это Туча, - пояснило самое красивое облако. Мы никогда не берём её с собой, потому что она страшна и уродлива. А люди любят только белые облака.
-Давайте возьмём её с собой, - робко предложило Облачко, но его никто не услышал.
И они полетели, взявшись за руки. Пролетая мимо Тучи, Облачко слышало, как она сокрушалась: «Ах, неужели я никогда не смогу быть полезной людям? Неужели я не смогу стать такой же красивой, как мои братья облака!».
…Внизу проплывали города, сёла, реки, горы, моря, озёра.
-Хотите, я покажу вам страну, в которой я родилось? – спросило Облачко.
-Хотим! Хотим! – послышалось со всех сторон.
-Тогда летим! – сказало Облачко.
Вскоре они долетели до тех краёв, где всегда жарко грело солнце, где сады были полны фруктов, а на полях колосилась рожь.
Но, что это? Облачко тревожно посмотрело вниз и не поверило своим глазам: «Где зелёные луга, полноводные реки, спелые колосья ржи, где великолепные сады и леса?»
-Побудьте здесь, я скоро вернусь, - сказало Облачко.
Оно спустилось к земле, и его взору предстала страшная картина. Всё пересохло; даже река, которая когда-то была полноводной, стала жалким ручейком.
-Мы умрём от голода и засухи! – слышались отовсюду тревожные и усталые голоса людей.
Облачко полетело наверх.
-Я хочу помочь им, но я такое маленькое! – воскликнуло оно. – У меня не хватит сил! Что же делать?
И тут появилась Туча.
Никто не заметил, что она летела вслед за ними.
-Я помогу! – сказала Туча.
-Куда тебе! – послышались недоверчивые голоса.
Но туча уже делала своё дело. Она приблизилась к земле… Раздался гром, и хлынул такой дождь, какого здесь давно не было. На глазах у всех природа оживала: реки наполнялись водой, леса. Поля, сады набирались силы и свежести. А когда выглянуло солнце, его лучи пробились сквозь тучу, которая вдруг стала лёгкой и прозрачной. И все увидели радугу.
«Радуга – это хорошая примета! Теперь мы не умрём от голода и засухи!» - послышались радостные голоса людей. Дождь кончился. Умытая дождём земля благодарила Тучу, а все облака любовались ею. А Туча, улыбаясь, медленно поднималась в самую высь, где живут самые красивые и добрые облака.
Вопросы для обсуждения.
-Чему учит эта сказка?
-Кто из вас тоже любит небо и облака?
-В чём ошибались облака, думая о Туче? На что они обратили внимание? (на внешность – не заметили душу)
-Можно ли судить о человеке только по его внешности?
-Всегда ли то, что выглядит привлекательно, оказывается хорошим в действительности?
-Как можно доказать, что Туча обладала благородством?
-Какими ещё, на ваш взгляд, качествами обладала Туча?
-С кем из героев сказки у Тучи было больше всего похожих качеств и каких? (с Облачком – стремление помогать, умение жалеть окружающих и т. п.)
Вывод: Не всегда красивая внешность связана с хорошими качествами.
IV. Итог урока.
-Продолжите фразу и запишите её в тетрадях.
«Мне нравится, что все люди разные, потому, что…». Выборочное чтение ответов учащихся.
Методическая литература
1. О. А. Бандяк, В. Н. Синицына «Воспитание на социокультурном опыте». программа для начальной школы. Истоковедение. – м. : Издательский дом «Истоки», 2005.
2. О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников». М. : Генезис, 2001.
3. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие, - М. : Генезис, 2001.