Елена Юрьевна Муравьева
Паспорт проекта «Быть здоровыми хотим!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта «Быть здоровыми хотим!»
Вид проекта Творческо-информационный, групповой
Продолжительность проекта
Участники проекта
Образовательная область
Долгосрочный
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты, родители воспитанников, инструкторов по физо.
Физическое развитие и оздоровление
Разработчик проекта Инструктор по физической культуре Соколова Е. В. ;
Актуальность
Публикация «Паспорт проекта „Быть здоровыми хотим!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Так как фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста, растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни.
Проблема Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Цель проекта Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через спортивный досуги и развлечения.
Задачи проекта 1. Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений ДОУ с родителями.
2. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой посредством педагогического и семейного влияния.
3. Выработка потребности в самостоятельной, ежедневной заботе о своем здоровье.
4. Формировать интереса и потребности к ЗОЖ и личной физической культуре через спортивный досуг.
Срок реализации проекта 2011 – 2013 учебный год
Ожидаемые результаты 1. Умение детей укреплять и сохранять свое здоровье, вырабатывая устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнении физических упражнений
2. Бережное отношение к своему организму и умение ценить свое здоровье с раннего детства
3. Развитие любознательности, внимания к собственному организму, ощущениям
4. Создание у детей, педагогов, родителей мотивации на здоровый образ жизни
АННОТАЦИЯ
Проект «Быть здоровыми хотим!» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через спортивные досуги и развлечения разработан инструктором по физической культуре МДОУ «Детский сад №17 «Родничок» Соколовой Е. В.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Так как фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста, растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение приобретает приобщение детей старшего дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться здоровым образом жизни. Занятия физической культурой и ЗОЖ всегда будет являться надежной психологической защитой молодежи, которая в дальнейшем поможет детям стать конкурентными во всем: в учебе, устройстве на работу, карьерном росте и т. д.
Цель проекта : приобщение детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ через спортивный досуги и развлечения.
Задачи проекта :
1. Создание единого воспитательно – образовательного пространства на основе формирования доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
2. Формирование интереса и потребности в ЗОЖ и личной физической культуре через спортивный досуг.
3. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой посредством педагогического и семейного влияния.
4. Выработка потребности в самостоятельной ежедневной заботе о своем здоровье.
Проект реализуется в 4 этапа: аналитический, организационный, практическая деятельность, итоговый диагностический.
В ходе реализации проекта будут проведены следующие мероприятия:
1. Разработан перспективный план развлечений по приобщению ЗОЖ.
2. Разработаны конспекты спортивных досугов.
3. Подобран методический материал для консультаций с педагогами и родителями.
4. Предметно – развивающая среда физкультурного зала обогатится стандартными и нестандартными оборудованиями.
5. Изучены программы «Остров здоровья», здоровьесберегающие технологии : дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н., игровая технология Галанова А. С., профилактика близорукости по методу Базарного В. Ф.
Проект реализуется в течение 2011-2013 учебного года.
Результатом проекта станет : повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей, сформированности гигиенической культуры, улучшение соматических показателей здоровья, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Актуальность проекта
Этапы реализации проекта
Задачи Мероприятия Ожидаемый результат
I этап Аналитический
Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к ЗОЖ. Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование. Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей, сформированности представлений о ЗОЖ.
II этап Организационный
Планирование и прогнозирование работы Составление перспективных планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщении к ЗОЖ. Наличие перспективных планов:
- спортивных досугов и развлечений.
- консультаций для родителей и педагогов.
Разработка содержания развлечений и досугов Конспекты спортивных развлечений и досугов
Подбор дидактического материала, литературы. Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни.
Обогащение предметной развивающей среды. Подбор и изготовление нестандартного оборудования. Наличие нестандартного оборудования физкультурном зале и группах.
III этап Практический
Формирование у детей и родителей интересов и потребностей к ЗОЖ и личной физической культуре Проведение спортивных досугов и развлечений, спортивных праздников, беседы, индивидуальная работа с детьми и родителями, занятия из серии «Забочусь о своем здоровье». Выработка потребности в самостоятельной, ежедневной заботе о своем здоровье, внимание к собственному организму, мотивации на здоровый образ жизни. Сформированы устойчивые навыки в основных видах движений.
Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям. Проведение консультаций с родителями и педагогами по вопросам приобщения к ЗОЖ. Родители и педагоги приняли активное участие в реализации проекта.
IV этап Итоговый, диагностический
Обобщение опыта и определение результата. Анализ листов здоровья. Беседы, наблюдения, самоанализ, диагностика. Выявление «+» и «-» в своей работе. Максимальная приближенность физической готовности детей к требованиям программы.
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Направление работы Содержание работы Срок исполнения
1. Работа с детьми 1. Диагностика
2. Индивидуальная работа
3. Бесседы о ЗОЖ
4. Проведение спортивных досугов, развлечений
5. Дидактические игры
6. Занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» 2 раза в год
Ежедневно
В течение года
В течение года
Еженедельно
1 раз в месяц
2. Работа с родителями 1. Физкультурные досуги и праздники с участием родителей
2. Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка
3. Диагностирование родителей по уровню знаний в области формирования ЗОЖ
4. Индивидуальные беседы по интересующим вопросам
5. День открытых дверей
6. Совместный выпуск брошюр книжек – малышек о здоровье и спорте
7. Пропаганда семейного опыта физического воспитания В течение года
2 раза в год
2 раза в год
В течение года
1 раз в год
В течение года
В течение года
3. Работа с медицинскими работниками 1. Анализ паспортов здоровья
2. Планирование индивидуальной работы с детьми по профилактике плоскостопия, ЧБД, функциональное изменение. 2 раза в год
В течение года по необходимости
4. Работа с педагогами 1. Изучение программ, инноваций.
2. Планирование работы с детьми.
3. Диагностирование педагогов по уровню знаний в области формирования ЗОЖ.
4. Консультации.
5. Индивидуальные беседы по интересующим вопросам
5. Методическое сопровождение 1. Пополнение нестандартного оборудования.
2. Конспекты развлечений
3. Консультации для педагогов
4. Консультации для родителей
5. Перспективный план развлечений
6. Картотека игр В течение года
Модель организации физкультурного досуга с детьми старшего дошкольного возраста.
Растить детей здоровыми, жизнерадостными – задача каждого ДОУ. Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. Спортивный досуг является важной составляющей частью организованного двигательного режима, а также одним из важнейших компонентов активного отдыха детей.
Эмоциональный настрой в играх способствует расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья. Досуг строится на основе знакомых тем, проводится 2 – 3 раза в месяц, продолжительностью 40 – 50 минут, может проводиться и как тематический день. В основу досуга положен прием погружения детей в тему, который даст им возможность глубоко осознать, почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Темы досугов не будут ограничивать возможности планирования разных видов решения задач развития, обучения, воспитания в них личной физической культуры. Они позволят объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Сценарий досугов рассчитан на последовательность событий в логике текста, присутствие игрового персонала, который помогает вести сюжет.
Во время проведения физкультурного досуга дошкольникам в театрализованной форме будут сообщаться те или иные гигиенические знания, в форме игры закрепляться гигиенические навыки. Дети ненавязчиво приобретут привычку ежедневно заботится о своем здоровье, чувствуя ответственность за него. Это будет происходит не путем сообщения ребенку готовых знаний, а посредством творческой поисковой деятельности.
Спортивный досуг охватывает три этапа: подготовка (подготовка оборудования, эмблемы, плакаты, девиз, подбор музыки для эмоционального подъема); проведение; подведение итогов.
Виды досугов, используемых в проекте
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА
Модель организация работы по формированию представлений и навыков ЗОЖ.
Для осуществления цели необходимо создать внешнесредовые условия в ДОУ и дома.
Известно, что система воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества. Целью здоровьесберегающего воспитания является формирование здорового человека способного предельно долго и счастливо жить в обществе.
Достижение этой цели возможно при решении как стратегических, так и тактических задач. Стратегическую задачу здоровьесберегающего воспитания можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребенка, с другой – как полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача ЗОЖ кроется в формировании у дошкольников установки на здоровый образ жизни.
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни определяется сотрудничеством родителей и педагогов, причем тесного сотрудничества. И, конечно же, ближайшей дорогой к успеху мероприятий по воспитанию в детях личной физической культуры является преемственность в этой работе родителей, детей и сотрудников ДОУ, неформальное взаимодействие взрослых и детей (ребенок может выступать в роли учителя и ученика)
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта разнообразны :
-физкультурные досуги и праздники с участием родителей;
-анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка;
-диагностирование родителей по уровню знаний в области формирования ЗОЖ;
-индивидуальные беседы по интересующим вопросам;
-день открытых дверей;
-совместный выпуск брошюр, книжек – малышек о здоровье и спорте;
-пропаганда семейного опыта физического воспитания.
Для того чтобы выработать у детей разумное отношение к своему организму и научить их здоровому образу жизни с периода дошкольного возраста, необходимо уделять большое внимание пропаганде ЗОЖ в семье, а уже дошкольное учреждение приложит максимум усилий для создания у детей старшего возраста мотивацию на ЗОЖ.
Опираясь на результаты анонимного опроса по уровню ориентации на здоровый образ жизни родителей, детей и педагогов мы пришли к выводу: хотя многие родители наших воспитанников имеют высшее и среднее образование, уровень знаний в области формирования ЗОЖ у большинства из них невысок. А интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская помощь. Последнее обусловлено тем, что многие родители не понимают самой сущности понятия «Здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, поэтому мы считаем, что физкультурные досуги с участием родителей, направленных на формирование знаний о ЗОЖ, безусловно не только приобщает к здоровому образу жизни детей, но и родителей.
Радует то, что мотивация и ориентация на ЗОЖ у детей, родителей и педагогов направлена в положительную сторону. А мотив, как известно, является мощным катализатором деятельности.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований:
1. Диагностика представлений детей о здоровом образе жизни :
- блиц опрос детей на тему «Здоровый образ жизни»
- диагностической лист по определению уровня знаний и представлений о ЗОЖ
2. Диагностика физической подготовленности детей (основных видов движений).
3. Анкетирование родителей
4. Мониторинг (сбор, анализов информации материалов для сравнения).
5. Наблюдение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адашнявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., «Просвещение», 1992.
2. Ашебьёва Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. М., 2005.
3. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском сад. М., 2003.
4. В гостях у Бабушки- Загадушки. Сценарии развлекательных мероприятий в детском саду. М., «Аркти», 2008.
5. Вареник Е. Н., С. г. Кудрявцева, Н. Н. Сергиенко. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. М., ТЦ «Сфера», 2008.
6. Галанов А. С. Игры, которые лечат. М., 2005.
7. Голубцева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание №1, 2001г.
8. Горькова Л. Г. Занятия физической культурой в ДОУ. М., 2005.
9. Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, 2005.
10. Коняева Л. Будь здоров, малыш. // Дошкольное воспитание, №11, 2004.
11. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников. // Дошкольное воспитание, №11, 2002.
12. Кулик Г. и., Н. Н. Сергиенко. школа здорового человека. Программа для ДОУ. М., ТЦ «Сфера», 2008г.
13. Луконина Н. Физкультурные праздники в детском саду. М., 2004.
14. Махонева М. Воспитание здорового ребенка. //Дошкольное воспитание, №6, 2002
15. Научно практический журнал «Управление ДОУ» №1 2004, стр. 32, Планирование оздоровительной работы.
16. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Волгоград, 2007.
17. Организация активного отдыха в детском саду. // Дошкольное воспитание, № 2, 3, 4, 1993г.
18. Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду» М. ,1989.
19. Полтавцева Н. В. Содержание и формы работы детского сада с семьей по физическому воспитанию дошкольников. //Инструктор по физкультуре. №2, 2008.
20. Попов С. В. «Валеология в школе и дома» 1998.
21. Прищепа С. С. Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников. //Инструктор по физкультуре. №2, 2008.
22. Рунова М. Активный отдых – физкультурные праздники и досуги. // Дошкольное воспитание, №12, 2001.
23. Уроки здоровья. Для детей дошкольного и школьного возраста. Йошкар-Ола, 2004
24. Физкультурно-оздоровительная работа. Для старших дошкольников. Волгоград, 2008.
25. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. М, ТЦ «Сфера», 2005г.
26. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., «Айрис дидактика», 2007.