Инна Костенко
Конспект мастер-класса по бусоплетению «Бусы для мамы»
▼ Скачать
Цель: обучение детей технике бусоплетения.
Задачи:
Углублять и расширять знания об истории и развитии бусин.
Учить детей составлять композицию из бусинок.
Развивать творческое воображение, эстетический вкус, мелкую моторику пальцев и рук.
Воспитывать любовь и уважение к самому близкому и родному человеку – маме.
Материалы:
картонные трубки, ножницы, дырокол, декоративная нить, бусинки разного цвета и размера, краски, кисточка, шерстяные нитки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций украшения из бус. Заучивание стихов о маме.
Публикация «Конспект мастер-класса по бусоплетению „Бусы для мамы“» размещена в разделах
Дидактические игры: «Собери бусы по схеме», «Выложи узор».
Ход.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
И. П. Павлов
Бусоплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды. Разработка новых технологий тут же отражалась на бусах: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и т. д.
Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку. Со временем их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия – бусинки. (слайд 3)
Украшения из бус присутствуют в национальном костюме многих народов. Изделия, снизанные из бус, известны ещё в Древнем Египте, Индии, до сих пор бусы украшают одежду народов Дальнего Востока и Азии. (слайд 4)
Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен, о чем свидетельствуют сказки. Одну из сказок о бусинках я вам расскажу.
Сказка о бусинках.
В давние-давние времена ехали на ярмарку заморские купцы. Путь был неблизкий, застала их в дороге ночь. Решили купцы заночевать на берегу реки. Речка течёт, песенку поёт, речной песочек под ногами поскрипывает. Развели купцы костёр, уху сварили, поели да спать улеглись.
Огонь догорел, кострище пеплом покрылось, лишь один огонёк схоронился да в сторонку откатился. Скучно ему одному лежать, вот и завёл он разговор с речными песчинками. Стали они спорить, кто из них краше. Песчинки скрипят: «Мы водой выточены, ветром высушены, солнышком выкрашены. Мы красивее тебя!». А уголё к шипит: «Я от дерева рождён, огнём накален. Нет никого на свете меня красивее!».
Спорили они, спорили, никто уступать не хочет. Рассердился уголёк и обжёг песчинки. Проснулись купцы – видят – рядом с потухшим костром уголёк лежит, а вокруг стеклянные бусинки рассыпаны. Удивились купцы такому чуду, да раздумывать долго не стали. Собрали бусинки и свезли их на ярмарку.
Увидали их красны девицы, обрадовались такой красоте, и всё скупили. Стали ими сарафаны расшивать, опояски да кокошники украшать, стали в косы русые вплетать. С тех пор стали бусы любимым украшением мастериц и рукодельниц.
(слайд 8)
Бусоплетение доступно не только искусным мастерицам, но и маленьким детям. Бусоплетение может оказать педагогам и родителям неоценимую услугу в развитии мелкой моторики руки, пространственных и цветовых представлений и в отработке счётных навыков. Развивая мелкую моторику рук, мы подготавливаем руку ребёнка к письму, учимся подбирать цвета бусин в гармонии друг с другом, составлять композиции. Бусоплетение помогает воспитывать такие качества в личности ребенка как внимание, логическое мышление, воображение. Ребенок становится более усидчивым, учится доводить начатое дело до конца.
(слайд 9)
Еще Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Накануне праздника мам я научу вас, как приготовить подарок для мамы своими руками. Для этого мне необходимы помощники.
Кто из вас мастерица,
Выходи скорей трудиться,
Бусы быстро собери,
Раз, два, три!
Для изготовления бус нам понадобиться: картонные трубки, ножницы, дырокол, декоративная нить, бусинки разного цвета и размера, краски, кисточка, шерстяные нитки. (Слайд 10)
Мама в гости собиралась,
Мама в платье наряжалась,
Туфли новые надела,
Долго в зеркало глядела.
Причесалась не спеша,
До чего же хороша!
Бусы новые надела,
Застегнула неумело,
Разбежались бусы вскачь,
Тише, Мамочка, не плачь!
Бусы соберём сейчас!
А чтобы пальчики ваши были послушные и проворные сделаем
пальчиковую гимнастику:
«Бусинки – горошки»
Покатаю я в руках
Бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки!
Вот такими ловкими пальчиками мы и будем нанизывать бусы.
Сначала из картонных трубочек мы приготовим сердечки. Отрезаем тонкую полоску шириной 1 см (Слайд 11).
Нарежьте, её на тонкие полоски, шириной не более 1 см. (слайд 12)
Из отрезанной полоски делаем форму сердечка (слайд 13).
На изгибах делаем дыроколом 3 отверстия (слайд 14).
Затем сердечко красим красным цветом (слайд 15).
Теперь приступаем к изготовлению кисточки. Для этого берем декоративную нить, кладем наверх картонки, фиксируем большим пальцем левой руки и наматываем по верху декоративной нити шерстяную нить (слайд 16).
Примерно можно сделать около 10 витков. Концы соединить, выровнять, чтобы кисть была по середине и завязать на один узелок (слайд 17).
Снять все нитки с картонки и закрепить еще одним узлом (слайд 18).
Небольшим кусочком шерстяной нитки, перевязываем кисточку тугим узлом (слайд 19).
Аккуратно разрезаем край кисточки и ровняем его, кисточка готова (слайд 20).
Для украшения кисточки можно нанизать несколько бусинок на оба конца декоративной нити и протятуть, нить в нижнее отверстие сердечка (слайд 21).
Чтобы сердечко держалось, оденем еще несколько бусинок внутри сердечка и нить разъединим, чтобы добавить на каждую нить по 3 бусинки. Концы нити выводим в боковые отверстия сердечка и продолжаем нанизывать бусы по своему выбору (слайд 22).
Декоративную нить готовых бус необходимо закрепить (слайд 23).
Бусы можно нанизать до конца декоративной нити, можно добавить еще сердечек, с таким добавлением бусы будут смотреться объемней, как ожерелье. (слайд 24)
Рефлексия.
- А теперь мысленно положите на левую руку все, то с чем вы сегодня пришли на мастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер - классе нового. А теперь давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
- А я хочу поблагодарить коллег за внимание, а участников за работу. Творческих всем успехов!