Приложение МААМ

Буккроссинг как новая форма приобщения детей к источнику знаний. Опыт работы

Наталия Смиренномудренская
Буккроссинг как новая форма приобщения детей к источнику знаний. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок» п. Лев Толстой

Тема педагогического опыта

«Буккроссинг – новая форма приобщения детей к источнику знаний»

Опыт работы по внедрению буккорссинга в образовательное пространство МБДОУ детский сад «Теремок»

(в рамках от 2 - 5 лет)

Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок»

Смиренномудренская Н. А.

п. Лев Толстой 2024 год

Содержание.

Сведения об авторах

1. Условия возникновения, становления опыта….

2. Актуальность и перспективность опыта….

3. Ведущая педагогическая идея опыта…

4. Теоретическая база….

5. Новизна опыта….

6. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения….

7. Анализ результативности….

8. Трудности и проблемы при использовании…

9. Адресная направленность….

Сведения об авторах

Смиренномудренская Наталия Андреевна - воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» посёлок Лев Толстой, Липецкая область.

Образование:

-в 2007 году закончила Лебедянский педагогический колледж.

-профессия: Воспитатель.

- с 2011 года работаю воспитателем в МБДОУ д/с «Теремок»

Общий стаж работы более 15 лет, из них педагогический стаж 13 лет.

1. Условия возникновения, становления опыта.

Как педагог дошкольного образовательного учреждения, активно применяю в своей работе художественную литературу, чтение книг, так как чтение оказывает огромное влияние на формирование психики ребёнка, помогает им на примере произведений подготовиться в «взрослой» жизни. Книги помогают развивать память, мышление, правильную речь. Через книги дети познают мир, оценивают ту или иную ситуацию. Чтение книг доставляет детям радость.

«Без книг пуста человеческая жизнь.

Книга не только наш друг, но и постоянный

вечный спутник»

Д. Бедный

«По-настоящему ведёт за собой та книга,

из которой читатель делает выводы сам.

Только такая книга влияет на его поведение»

К. И. Чуковский

Буккроссинг может применяться с младшего дошкольного возраста, ведь книга должна сопутствовать человеку всю жизнь.

В настоящее время пропаганда чтения, повышает интерес к книгам, приобщает детей дошкольного возраста к чтению книг, возрождает интерес к чтению, традициям семейного чтения. Буккроссинг помогает формировать у детей не только любовь к книгам. С помощью приобщения детей и их родителей к чтению мы решаем основные задачи в развитии речи дошкольников. Это - овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, развитие фонематического слуха, овладение предпосылками обучения чтению. Также чтение книг помогает развивать речевую активность детей, обучать пользоваться информацией, воспитывать бережное отношение к книгам. Речевая развивающая среда наиболее эффективно влияет на развитие разных сторон речи каждого ребёнка. Передавать родителям педагогические знания по развитию речи дошкольников является одним из самых важных направлений работы педагогов ДОУ. Речевое общение это важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, оно является одним из основных средств воспитания и развития дошкольников. В 2021 году группа «Матрёшка» стала участником движения буккроссинг. В организации он простой, но очень эффективный. Речь пойдёт о книге как источник знаний. С помощью чтения книг можно развить у ребёнка умение говорить и мыслить, умение познавать и делать умозаключения, умение вслушиваться в речь взрослого, память, внимание, воображение, выразительность речи.

Кроме этого детские сказки и рассказы воспитывают правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и в дальнейшем поможет в учёбе. Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

2. Актуальность и перспективность опыта

В настоящее время научить детей любить книги и приобщить к чтению является очень болезненной проблемой. В современном мире высоких технологий бумажные книги заменяются гаджетами.

Зачем же читать бумажные книги? А ведь каждая книга — это практически «живое» существо, которое имеет душу. Согласитесь, ничем не заменить шорох перелистываемых страниц, незабываемый запах типографской краски, необыкновенные ощущения, когда дотрагиваешься до бумажных листочков.

Но когда книгу не читают, то она теряет свои привлекательные свойства и тепло, становится просто обычной бумагой. И для того, чтобы книги не пылились на полке, а жили, попадали в руки новых читателей, мы создали в нашей группе небольшой, но уютный уголок с доступными книгами «Буккроссинг», который помогает приобщать наших дошкольников к чтению.

Что же такое чтение - А это — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речеслуховой, речедвигательный. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв, затем буква соотносится с соответствующими звуками и прочитывается. После этого прочитанное слово сопоставляется с его значением и происходит понимание читаемого, а это является основной целью чтения. Чтобы ребенок смог прочитать книгу необходимо владеть чёткой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, уметь осуществлять звукобуквенный анализ, уметь правильно воспринять интонацию героя.

Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться. Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи. С помощью чтения книг можно развивать у ребёнка:

1. Умение вслушиваться в речь взрослого;

2. Умение говорить и мыслить;

3. Умение познавать и делать умозаключение;

4. Память, внимание, воображение и выразительность речи.

3. Ведущая педагогическая идея опыта.

Согласно требованиям Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО, основные цели взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся дошкольного возраста включают обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях дошкольного учреждения и семьи, а также повышение воспитательного потенциала семьи.

Буккроссинг – это уникальный метод взаимодействия между детскими дошкольными учреждениями и семьями детей, который становится все более популярным в современном образовании. Этот инновационный подход способствует активному участию родителей в жизни детского сада, создавая благоприятную атмосферу для развития и обучения малышей. Основная работа состоит в разработке и создании условий благоприятных для осуществления нового направления «Буккроссинг» - в нашей группе пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению и восстановление традиций семейного чтения. Предлагаем вам одну из форм работы по данной проблеме для нашего учреждения, которая называется Буккроссинг. Это хаотичный обмен книгами. Его идея довольно проста. История буккроссинга весьма интересна и уносит нас в 2001 год. Американец Рон Хорнбэкер в одной из городских кафешек оставляет пару книг. Чтобы они не затерялись, Рон оставил в них надпись. В ней попросил, чтобы человек, нашедший книги, отметил их на специально созданном сайте. Так появился первый буккроссерский сайт и буккроссер.

Дети любят обмениваться игрушками, канцелярскими принадлежностями, украшениями. Мы попытались интегрировать книгу в этот обмен не стандартным способом, и придать при этом особую значимость, как самому процессу, так и предмету. Участники акции приносят свои любимые книги и с помощью воспитателя готовят книгу к путешествию. Отдавая ценную для себя вещь другому человеку, они учатся с уважением относиться и к чужим книгам.

Это движение уникально, оно ломает стереотипы, потому, что раньше так с книгами никто не обращался. Суть движения буккроссинга проста и интересна.

Мы уверены, что этот опыт общения останется с нами навсегда и будет перенесён в свою семью.

4. Теоретическая база

В своей работе опиралась на положение о социальной природе психической деятельности человека (С. Л. Рубенштейн; А. Н. Леонтьев; Л. С. Выгодский и др.)

Психолого - педагогические концепции по изучению процесса социализации (Н. М. Борытко; М. А. Глазурова; В. Т. Лисовский; Н. Б. Крыловой; И. И. Фришмана; и др.)

Утверждены определённые законодательные акты и нормативно – правовые документы, которые лежат в основе деятельности дошкольных образовательных учреждений: «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав ребёнка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Семейный кодекс Российской Федерации», Закон РФ «об образовании выживания, защиты и развития детей», Закон РФ «Об образовании» и многое др.

Анализ нормативно- правовых документов, связанных с социализацией ребёнка и защитой его прав в семье и в дошкольном образовательном учреждении, позволили выделить ряд направлений, связанной с защитой прав ребёнка: право ребёнка выражать своё мнение, право ребёнка на имя, отчество, фамилию; право ребёнка на имущество; право ребёнка на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, ее талантов, умственных и физических способностей.

Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он всемерно распространял педагогическую науку, написал несколько работ в этой области, в том числе знаменитый трактат «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». Стержнем педагогических взглядов Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия.

А так же Новиков цитировал: «Детей нужно учить рассуждать над текстом и прилагать всё читаемое или слышимое ими к ним самим и к особенным обстоятельствам.»

Художественную литературу использовали и в тех случаях, когда деликатность мешала членам семьи открыто обсудить волнующие их проблемы.

Семья и детский сад – это центральные и первичные институты социализации ребёнка. Социальное развитие детей дошкольного возраста – новое направление во всероссийском образовании. В педагогической деятельности ДОУ оно осваивается с учётом социальных доминат:

1. У ребёнка формируется уверенность в своих возможностях (он нужен окружающим, его любят);

2. Воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим (терпимость, уважение к другим, ответственность за данное слово, хорошие поступки);

Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей ребёнок слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга скорее станет лучшим другом ребёнка.

Книга расширяет представление ребёнка о мире, знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и многое другое; влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка; развивает мышление – как логическое, так и образное; учит правильно составлять предложения; расширяет словарный запас, память, воображение и фантазию.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоциональны, уравновешенны и уверены в себе.

Благодаря чтению ребёнок учится слушать, а это не маловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.

Детям, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.

5. Новизна опыта

Новизна заключается в том, что современная ситуация не даёт всё же говорить о смерти книги как базовой коммуникативной модели, о её растворении в визуально - аудитивных средствах управление вниманием. Буккроссинг – новое движение.

6. Технология опыта. Система педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Цель данного опыта:

1. Познакомить с современным движение буккроссинг;

2. Повысить интерес у детей и родителей к чтению;

3. Развивать любознательность и речевое общение;

4. Расширять представление о художественной литературе;

5. Привлечь родителей к совместной деятельности;

6. Помочь родителям в подборе книги для дошкольников в соответствии с возрастом;

7. Воспитывать у участников проекта бережное отношение к книге.

Ввести в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующими приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.

Участники движения:

Дети 2 младшей группы, средней группы

Родители воспитанников.

Начиная эту работу, знакомство родителей с буккроссингом, в группе, первым делом анкетирование. И если всё таки учесть что не все родители признались, что мало читают, то результаты оставляют желать лучшего. Я определила зону в группе, где целесообразнее всего было расположить уголок буккроссинга «Круговорот книг». В нём разместили объявление:

«Дорогие родители!»

У каждого в доме есть книги памятные, как подарок, нужные для работы, дорогие и не очень, детские и многие другие. Вы искренне мечтаете перечитать их как – нибудь. Но время проходит, а они стоят и пылятся. Возможно, среди них есть та которую Вы захотите отпустить. Сделать это просто принесите её в детский сад, запишите в тетрадь «Путешествие книг» и отпустите …

Будьте готовы к тому, что расстаётесь со своей книгой навсегда и к тому, что какая то книга останется у вас. Тогда принесите новую в замен.

На каждую книгу принесённую, приклеивали полоски разного цвета и писала буккроссинг. Эта книга становилась «Путешественницей» В процессе работы совместно с родителями приобрели стенд «Буккроссинг» чтобы выставлять самую полезную информацию, а так же решила, что необходима тетрадь отзывов о прочитанном : где будет ФИО родителя, который оставил книгу, название и автор книги, мнение о книге и дата. А также совместно с родителями приобрели новые современные кукольные театры и через театральную деятельность прививали детям интерес к сказкам.

В период анкетирования сформировалась в которую вошли воспитатели и наиболее активные родители поддержавшие нашу инициативу. Информация о «Круговороте книг» была размещена на информационном стенде для родителей. И началась непосредственная работа по обмену книг. В начале это были детские книги, которыми родители активно делились. А потом начался обмен книгами разного направления. Была приятно удивлены разнообразными интересами и увлечённостью наших родителей. Взрослые просматривали книги на полке, общались друг с другом, и постепенно образовался «Читательский клуб» родителей. И тогда в беседах с родителями мы стали разговаривать о том, что чтение для детей должно стать ежедневной привычкой стать необходимостью.

Участники движения проявили огромный интерес к буккроссингу. Дети с удовольствием выбирали понравившуюся книгу и читали дома с родителями, а для других ребят приносили из дома свою. Так все менялись книгами, получали массу ярких впечатлений, развивали речь и воображение. Родители стали больше времени проводить со своими детьми, уделять им внимание, разговаривать с ними и конечно же читать сказки. Благодаря такому движению у детей расширяется кругозор, увеличился словарный запас, сформировалась связная речь. Произошло возрождение семейных традиций чтения в кругу семьи.

Данную методическую разработку рекомендую всем воспитателям других групп и надеемся что она будет использоваться ими в процессе приобщения родителей и детей к семейному чтению.

Предполагаемый результат:

1. Появление в группе полки с книгами и максимальный охват движение буккроссинга воспитанников и их родителей;

2. Повышение интереса детей к чтению художественной литературы;

3. Обогащение словаря, развитие лексико – грамматического строя, связной речи детей. Активное участие родителей в жизни детского сада. Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

4. Возрождение традиций чтения в кругу семьи.

План работы по внедрению движения буккроссинг в образовательное пространство ДОУ.

Изучение педагогами материалов по буккроссингу.

Проведение ситуативных бесед с детьми:

«Зачем нужны книги», «Берегите книги», «Где живут книги», «Бережное хранение книг», «Что мы знаем о книгах», «Профессии людей которые помогают сделать книгу», «Твоя любимая книга», «Для чего необходимо читать», «Правила обращения с книгой» и мн. др.

Консультации для родителей: «Буккроссинг», «Роль сказки в воспитании и развитии ребёнка», «Как заинтересовать ребёнка чтением», «Читайте детям сказки», «В чём сила сказки», «Как устроить домашний театр для детей», «Воспитание сказкой», «Какие сказки читать детям», «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми», «Как научить ребёнка любить книги», «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге», «Чтобы ребёнок любил читать» и мн. др.

Анкетирование родителей:

«Роль книги в воспитании детей», «Сказка в жизни вашего ребёнка» «Чтение художественной литературы дома».

Опрос детей:

«По страницам сказок», «Моя любимая книга», «Мой любимый сказочный герой» и мн. др.

Опрос родителей:

«Роль книги в воспитании детей»

Разработка памяток для родителей:

«Семья и книга» «С книгой по жизни»

I этап – подготовительный:

Мы провели исследование на предмет потребностей в посильной социальной помощи воспитанников детского сада договариваться с родителями и детьми об обмене прочитанными книгами. Провели для родителей в водную беседу по теме «Буккроссинг», объясняет идеи проектов и договариваться, что они с разрешения детей в детский сад будут приносить уже прочитанные ими книги.

II этап – раскрытие проблемы:

На данном этапе в процессе беседы мы сформулировали проблему: что есть такие семьи, которые не могут купить книги, чтобы прочитать их.

Дальше объяснили детям, что у многих дома есть уже прочитанные книги, которые просто пылятся на полке, а если они принесут их в детский сад, чтоб их прочитали другие дети, у которых нет таких изданий – было бы здорово!

Таким образом, у детей формируется активная жизненная позиция, умение самостоятельно находить проблемы.

Мы предложили детям вместе с родителями подумать и предложить различные варианты добрых дел, которые они могут совершить для окружающих.

Результатами акции «Буккороссинг» в наших группах явились следующие мероприятия:

Выставка «Моя любимая домашняя книга», «Любимый книжный герой», показ сказки «Колобок», «Теремок», создание книжек малышек «Сказку придумаем сами» вечер встреч с родителями «Традиции семейного чтения» заучивание физкультминуток, заучивание стихов о книгах и мн. др.

III этап- основной:

На этом этапе подробнее познакомила детей с «Буккроссингом», выбирая произведения, подходящие по возрасту и организацию выставки книг на полке. В этом вопросе активное участие принимают родители вместе с детьми. Дети выбирают понравившиеся книги для чтения. После чего, они обмениваются информацией о прочитанном, вместе с воспитателем и родителями. В ходе выполнения всех этих действий у детей формируются разнообразные знания, умения и навыки. Дети получают огромное количество эмоций и впечатлений для дальнейшей работы, в том числе для выполнения творческих работ, разучивают новые стихотворные и музыкальные произведения.

IV этап- итоговый:

Воспитатель презентуют подготовленные в процессе третьего этапа реализации буккроссинга формы творческой деятельности: выставка рисунков и поделок, организуют театрализацию по сказкам которые больше всего понравились детям.

На разных уровнях (дети, родители, воспитатели) подводят итоги и анализируют результаты реализации проекта. Проводится обсуждение дальнейших перспектив взаимодействия вместе с родителями воспитанников.

7. Анализ результативности.

Идея пришлась по душе всем. В нашей группе акция «Буккроссинг» продолжается.

С уверенностью могу сказать, что совместная работа объединила всех участников, свою активность проявили как дети так и родители. Интерес и помощь в организации была проявлена многими родителями.

Яркие эмоции, общие интересы и впечатления способствовали формированию интереса к книге. Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребёнка, который стремится творчески подходить к решению различных творческих задач, жизненных ситуации и хочет получать новые знания.

Проекты получились очень добрыми и светлыми, В памяти ребят, родителей они оставят самые приятные впечатления и воспоминания.

Нас объединяет любовь к книгам и чтению! Книги созданы, чтобы их читали, но многие забывают об этом. Ваши старые книги могут научить и вдохновлять многих – просто поделитесь ими через буккроссинг.

8. Трудности и проблемы использования данного опыта.

В своей педагогической практике мы столкнулись с определёнными трудностями: это единственная проблема, что, к сожалению есть такие родители, которые неохотно участвуют в этом направлении,

9. Адресная направленность.

1. Полученные результаты будут иметь практическую ценность;

2. Для педагогов дошкольных учреждений;

3. Для родителей в плане организации совместной деятельности с ребёнком в домашних условиях.

Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаем:

Содержащие описание иллюстративный материал методики чтения книг, организационных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми:

1. Список книг для всех возрастов;

2. Открытые мероприятия;

3. Консультации;

4. Образовательные сайты;

Список используемой литературы:

1. Выгодский Л. С. Психология развития ребёнка; М: Смысл, 2003

2. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология А. М. Прихожан, В. М. Зацепин – М: Академия, 2003.

3. З. Забрамная Развивающие занятия с детьми;

4. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ, Практика обучения детей 3-7 лет Волгоград. Учитель, 2014 г

5. Кочкина Н. А Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие –М. Мозайка – Синтез, 2012 г

6. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду М. Сфера, 2007 г

7. Антишина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду М 2003 г

8. Сорокина Н. Ф Играем в кукольный театр. Программа «Театр-творчество

дети» М. Аркти,2004 г.

Публикации по теме:

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

Опыт работы «Спортивно-оздоровительные мероприятия как форма приобщения семьи к здоровому образу жизни»Опыт работы «Спортивно-оздоровительные мероприятия как форма приобщения семьи к здоровому образу жизни» В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и.

«Форма круга в творчестве детей». Работы по аппликации«Форма круга в творчестве детей». Работы по аппликации Круг считается самой распространённой совершенной формой. Круг символизирует бесконечность. В сакральной геометрии движение по кругу.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Буккроссинг как новая форма приобщения детей к источнику знаний. Опыт работы
Опубликовано: 16 декабря 2024 в 13:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Буккроссинг как новая форма приобщения детей к источнику знаний. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Смиренномудренская (УИ 309629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД