Валентина Гладкова
«Букет в вазе». Занятие по рисованию в технике «граттаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по рисованию в нетрадиционной технике (граттаж)
в подготовительной группе на тему «Букет в вазе».
Желание творить – это внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью. Но одного желания творить мало для развития творческой личности. Чтобы ребёнок был свободен в творческом процессе, ему необходимо предоставить разнообразные материалы и вводить его в творческий процесс. От зарождения замысла ребёнок переходит к его воплощению. Успешному воплощению замысла способствует умение детей комбинировать ранее известные способы изобразительной деятельности с нетрадиционными техниками рисования.
Публикация «„Букет в вазе“, Занятие по рисованию в технике „граттаж“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Цветы. Рисование
- Темочки
Проводя занятия по изобразительной деятельности, я обратила внимание, что не все дети могут справиться с поставленной целью, робкие, не до конца уверены в своих возможностях, не проявляют эмоции, фантазию в решении поставленной задачи.
Работая в нетрадиционных техниках рисования, ребёнок учится обдумывать, создавать свою работу, подбирает сам необходимый материал, продумывает оформление, приём изготовления, начинает анализировать свою деятельность – сравнивать, выделять главное, обобщать. Работа в нетрадиционной технике рисования активно развивает пространственное мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.
Нетрадиционные техники рисования развивают память, внимание, восприятие, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира, способствуют развитию глазомера, координации движений, мелкой моторике рук.
Работая в нетрадиционной технике рисования, ребёнок становится более уверенным в своих способностях, он учится преодолевать робость перед тем, что не получится. Ребёнок уверен, что получится и получится хорошо.
Нетрадиционные техники рисования позволяют ребёнку познать свойства различных материалов. И именно в ходе такой деятельности ребёнка можно научить прогнозировать, предвидеть, как изменится работа, если изменить цветовое решение, размеры, использовать другой материал или другой способ нетрадиционного рисования. Ребёнок старается, что бы его работа была красивой, более выразительной. При этом у него развивается фантазия, художественный вкус, творческие способности.
Работы детей с использованием нетрадиционных техник рисования более интересны, выразительны, дети стали более свободны в своих замыслах. Ребята с нетерпением ждут занятий, где можно попробовать что-то необычное в рисовании, можно поэкспериментировать. Дети лучше справляются с заданиями по изобразительной деятельности, они свободно комбинируют и стандартные техники рисования и нестандартные. Работы детей при этом отличаются выразительностью.
Программное содержание
• закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – граттаж (процарапывание основы острым предметом для получения изображения);
• развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предполагаемая техника;
• развивать умение любоваться природными формами и переносить их в декоративные;
• воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой;
• формировать композиционные навыки.
Материал:
• основа под граттаж;
• зубочистки;
• жесткая кисть;
• шаблон вазы;
Музыкальное сопровождение:
П. И. Чайковский “Вальс цветов”.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок, работа в технике граттаж, изготовление основы под граттаж.
Ход занятия
Педагог:
– Дети, скажите мне, пожалуйста, что обычно дарят близким людям и друзьям на праздники, на день рождения?
Ответы детей (предположения).
Педагог:
– любой подарок будет очень приятен, но букету цветов будут рады все,
А как вы думаете, почему?
Ответы детей (предположения).
Педагог: Послушайте стихотворение, которое вам подготовила Дубовская А.
На день рождения, на юбилей
В подарок любимой маме своей,
На празднике в школе, на именины
Мы дарим гвоздики и георгины,
Нарциссы, тюльпаны и алые розы.
И веточки желтой, пушистой мимозы.
Приносит нам радость красивый букет :
Впитали цветы теплый солнечный свет,
И звезд, и небес, и земли красоту,
Душевную щедрость и доброту.
Педагог: – Цветы привлекают нас своим внешним видом и разнообразием, а некоторые привлекают своим нежным запахом.
– У каждого цветка, как и у нас, людей, есть свой характер. Вот, например, роза-это очень гордый цветок, она считает себя королевой всех остальных цветов. Гвоздика – тоже очень строгая и серьезная. А вот подснежник, наоборот, очень нежный и добрый. Нарцисс-весельчак, василёк – скромный цветок, ромашка – обаятельна.
– Во все времена поэты посвящали цветам свои стихотворения, художники изображали цветы в своих картинах, а композиторы сочиняли про них музыку.
Вот послушайте отрывок из произведения П. И. Чайковского “Вальс цветов”.
(Звучит “Вальс цветов”)
Педагог:– Какие цветы вы представили себе, слушая эту чудесную музыку?
Ответы детей (предположения).
Физминутка
Педагог:
– Да, всё это правильно. Но однажды я услышала, как один цветок рассказывал секрет своей красоты. Оказывается, каждое утро цветы начинают с зарядки.
Давайте, и мы с вами тоже выполним “цветочную зарядку”.
“Цветочная зарядка”.
Говорит цветку цветок: Дети поднимают и опускают руки
“Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку. Дети шагают на месте, высоко
Да притопни ножкой. Поднимая колени
Да головкой покачай – Вращение головой
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка – Наклоны туловища
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхни и успокойся. Встряхивание кистями рук
Наконец готовы все
День встречать во всей красе”.
Педагог: Ребята вы дома подготовили загадки друг для друга о цветах. Давайте попробуем их отгадать.
Дети загадывают загадки.
1. Светлый миг, что был когда-то прожит,
Дружескую, ласковую речь,
Эпизоды милых, теплых встреч.
Мелкий голубой цветок поможет
Постоянно в памяти беречь. (Незабудка)
2. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал.
И развеял этот шар. (Одуванчик)
3. Шел я лугом по тропинке
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белого лучи. (Ромашка)
4. В розовой головке
Спрятаны медовки.
Слева, справа-три листа,
Много братцев у цветка.
А для пчёлки на обед
Ничего вкуснее нет. (Клевер)
5. Белые, бордовые,
Пестрые, лиловые.
Осенние предвестники,
Ромашек летних крестники. (Астры)
Педагог: Молодцы, хорошо умеете загадывать и отгадывать.
– Сегодня мы с вами будем рисовать букет цветов в вазе, но не совсем обычным способом. Посмотрите на предметы, лежащие на ваших столах, и скажите, каким способом вы будете получать изображение.
Ответы детей (мы будем процарапывать изображение на наших заготовках)
Педагог:
– А как называется способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом?
Ответы детей (граттаж).
Педагог:
– Правильно, и для того, чтобы выполнить граттаж, необходимо сделать под него основу. Это требует много времени и труда, поэтому основу под граттаж мы выполнили заранее, но давайте расскажем, что представляет собой эта основа.
Дети:
1. Раскрасить лист бумаги цветными восковыми карандашами. Карандаш должен покрыть лист плотным слоем.
2. Затем рисунок натираем свечой без пропусков.
3. Покрываем рисунок черной гуашью. Гуашь лучше перемешать с жидким мылом для более равномерного нанесения краски. Полученной смесью покрыть лист при помощи кисти.
4. Дать краске немного подсохнуть.
Ответы детей (предположения).
Педагог:
– На ваших столах лежат шаблоны ваз и цветов, листьев – вы можете ими воспользоваться. Зубочистки и шпажки – в стаканчиках,
Итак, вы можете приступать к работе.
Во время работы педагог следит за осанкой детей, даёт некоторые рекомендации.
Во время работы целесообразно провести пальчиковую гимнастику.
“Наши алые цветки…” гимнастика для рук.
Наши алые цветки. Раскрываются пальчики
Распускают лепестки. Кисти рук поворачиваются вправо-влево
Ветерок чуть дышит, Тихонько шевелить пальчиками
Лепестки колышет.
Наши алые цветки. Сомкнуть пальцы вместе (бутон)
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают, Кисти рук опустить вниз
Головой качают. Круговые движения кистями рук.
А теперь, возьмите зубочистки можете нанести орнамент на вазу и прорисовать детали у цветка и листьев.
На мольберт.
По окончании работы педагог подводит итог занятия :
– Сегодня у вас получились чудесные букеты. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук.
Четко проресовали детали цветка, листьев, четкий контур выделен у вазы и интересный орнамент.
Положите каждый сой рисунок в файл, чтобы он сохранился первозданном виде.
Молодцы! Давайте, ребята подарим эти букеты в вазе нашим гостям.
Самоанализ по интегрированной непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию на тему : «Букет в вазе» («Художественно-эстетическое развитие») в подготовительной к школе группы, воспитателя МКДОУ центра развития ребенка детского сада №27 «Радуга» с. Хороль Гладковой В. В.
Присутствовало 12 человек.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие.
Цель: закреплять навыки рисования в нетрадиционной технике -граттаж.
Исходя из цели НОД, поставила задачи:
- продолжать учить рисовать детей нетрадиционным способом рисования - граттаж;
- побуждать детей давать ответы на вопросы воспитателя;
- развивать умение располагать изображение по всему листу;
- способствовать развитию мелкой моторики, внимания;
- воспитывать интерес к художественному творчеству;
- создать положительную атмосферу в группе.
Длительность НОД 30 мин, что соответствует нормам СанПина.
На НОД была выбрана следующая структура:
I. Организационный момент.
II. Эмоциональная настройка.
III. Основная часть.
IV. Итог.
Длительность и структура непосредственно образовательной деятельности выдержаны, использовала чередование разных видов деятельности. Мною осуществлялся здоровьесберегающий подход к организации НОД:
- санитарные требования к проведению НОД соответствовали нормам СанПиН. В зале перед НОД была проведена влажная уборка и проветривание. Во время НОД соблюдалась техника безопасности.
При отборе содержания НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности. Учитывая все это, структуру совместной деятельности взрослого и детей постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание: это - наглядность (мультимедийная презентация).
Выстраивая структуру деятельности, опиралась на алгоритм психологических основ формирования навыка: использовала вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, сообщала новый материал, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание.
Детям было предложено нарисовать-процарапать по шаблону вазу с цветами нетрадиционным способом рисования – граттаж, при этом соблюдая последовательность выполнения работы и культурно - гигиенические навыки. В течение практической работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданию, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Во время речевого общения при выполнении работы воспитанниками давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Речевая активность, умение слушать и понимать собеседника – эти умения дети получали в непринужденной форме. Практическая часть НОД сопровождалась музыкой. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными.
Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода)
Методы и приё мы:
- словесный (речевой образец, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба);
- наглядный (показ иллюстрационного материала, алгоритм выполнения работы);
- практический (нетрадиционное рисование с музыкальным сопровождением).
Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития, познавательного интереса.
Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД. Этому способствовало использование разнообразных методов и приёмов, демократический стиль общения с детьми, создание положительного эмоционального фона. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.
Работы получились детей с использованием нетрадиционной техники рисования интересные, выразительные.