Савкина Елена Владимировна
Бережное отношение к природе как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Бережное отношение к природе как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Савкина Елена Владимировна,
воспитатель МАДОУ
«ДС № 17 г. Челябинска»
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога при формировании нравственно-патриотического воспитания.
Публикация «Бережное отношение к природе как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Целью экологического воспитания является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание к братьям нашим меньшим, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
Для реализации цели и задач по формированию нравственно-патриотического воспитания мы создаем взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия.
-знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями;
-проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны;
-организация сезонного труда в природе : посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев;
-организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;
-сотворчество с родителями.
Для более эффективной работы по формированию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в нашем детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда :
• В холле детского сада есть экологический центр «Эколята-доколята», где проходят тематические выставки работ воспитанников и их родителей, собраны костюмы, маски, атрибуты для инсценировок «Эко театра»
• в группе создан уголок «Тайны леса» для формирования представлений о жизни представителей флоры и фауны леса, оснащен богатым материалом для самостоятельных игр, исследования, общения с живой природой, ознакомления с природой Родного края, расположена библиотека книг и журналов о природе родного края, подобран иллюстративный материал, фотографии, видео- и аудиоматериалы, книги о природе родного края, изготовленны педагогами, родителями и детьми; передвижная минилаборатория, оборудованна материалами для детского экспериментирования
• на территории детского сада: высажены более 20 пород деревьев и кустарников, каждое дерево снабжено QR-кодом, с помощью которых каждый воспитатель может в доступной форме донести информацию до детей; огород, цветники, где дети могут узнать особенности ухода за разными культурами, наблюдать за ростом и изменениями растения; птичья столовая – создана с целью наблюдения за птицам на территории детского сада, а также формированию заботливого отношения к птицам, формированию желания помогать им в трудных зимних условий; для формирования интереса к насекомым и бережного отношение к ним на территории детского сада создана поляна насекомых; деревенское подворье организовано для систематизации и расширения знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека.
В детском саду выработана система целостного образовательного пространства на основе экологических акций и проектов, что способствует формированию нравственно-патриотического воспитания.
Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся природоохранные акции, направленные на формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
В начале года прошла экологическая акция «Уральский лес полон чудес». В рамках этого мероприятия на занятиях по экологии дети получили знания о грибах, ягодах, растениях, знакомились с сезонными изменениями в природе, приметами, целью которых являются формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе, способствующие развитию элементарных экологических знаний, формированию умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, воспитанию гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом.
В группе появился Лесовичок, Родители вместе с детьми создали коллекцию грибов и насекомых, дети самостоятельно подписывали и рассказывали друг другу о своей работе, (7-8) создали «Энциклопедию грибов», (9)книжки-малышки о лесных растениях и насекомых. Чтобы наш экологически й центр «ожил», (13) совместно с родителями сделали саше из лесных трав, сушеных грибов, листьев и хвои. И теперь ребенок может вдохнуть запахи леса. (14) Также была создана коллекция коры деревьев. Все коллекции оснащены QR-кодами. (16) С первым снегом дети обратили внимание на то, что на участке кроме их следов, появились следы птиц, дети стали изучать как выглядят следы животных, (17) и теперь у нас есть коллекция «Следов».
В рамках работы над проектом «Этажи леса», для развития обобщенных представлений о жизни животных и растений в сообществах- экосистемах, был создан макет, который помогаем понять взаимосвязь растений и животных. Дети могут самостоятельно изменять макет в зависимости от сезона, размещать растения, животных, птиц, насекомых в зависимости от территории проживания.
Для формирования у детей бережного отношения к природе, развитию навыков наблюдательности, навыков исследовательской работы, для формирования представлений о тех растениях, животных, которые находятся на грани исчезновения была проведена акция «Красная книга нашего края». Дети совместно с педагогами и родителями изучили данный вопрос, подготовили небольшие рассказы о редких животных, находящиеся под угрозой исчезновения, сделали иллюстрации к своим рассказам. Все это подтолкнуло на создание Красной книги в группе.
Принимая участия в акции «Охотники за макулатурой», дети совместно со взрослыми организовали сбор макулатуры и пластиковых крышек. Данная акция способствует вовлечению детей в активную природоохранную деятельность, воспитание активной жизненной позиции в сфере экологической деятельности.
(17) Вместе с детьми в группе сделаны дидактические игры «Чья шишка?», «Чей след?», «Найди дерево по коре», «Пищевые цепочки»2, «Кто где живёт?», «Кто я?» и другие.
Создание все этих условий, систематическая и комплексная работа по воспитанию бережного отношения к природе способствует воспитанию общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.
Мы учим воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.