Снежана Сергеевна Гарбуз
Консультация «Ситуация месяца»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Ситуация месяца»
Каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца, иногда и более, в зависимости от её сложности и интереса к ней детей и педагогов. По завершении каждой ситуации проводится заключительный праздник. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги должны исходить из возрастных особенностей детей, содержания типовой программы, по которой работает детский сад, проблем конкретного детского сада, философских оснований жизнедеятельности человека, проблем приобщения ребёнка к мировой культуре, освоения им социальных ролей; я – как личность, я – как член коллектива, я – как член семьи, я – как житель города, я – как часть природы, я – как гражданин, я – как житель Земли, я – как частица мироздания, я – как мальчик или девочка. У воспитателей часто возникает вопрос, как данные «Ситуации месяца» соотносятся с государственной программой? В содержании ситуаций нет ничего выходящего за рамки государственной программы, однако в методах, группировке материала есть значительные новации. Весь материал даётся детям в игровой форме и подобран под проблематику ситуации.
Публикация «Консультация „Ситуация месяца“» размещена в разделах
Каковы цель и функции заключительного праздника по ситуации месяца? Как организуется праздник? Из чего складывается его сценарий?
Прежде всего, для детей – это возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течение месяца, пообщаться не только со своими ровесниками, но и с детьми разного возраста; для педагогов – поделиться опытом, так как каждая ситуация развёртывается совершенно по-разному в каждой группе.
Праздник проводится в конце каждой «ситуации месяца» в зале или на улице со всеми детьми дошкольной организации. Если же зал не позволяет вместить всех малышей, то подготовительная к школе группа объединяется со средней, а старшая – с младшей. На празднике дети показывают лишь то, чему они научились и что узнали на протяжении месяца, а это не предполагает дополнительных репетиций перед праздником. Сценарий праздника известен в полной мере лишь ведущим, их, как правило, двое, в идеальном случае, взрослый и ребёнок.
За три-пять дней до окончания «Ситуации месяца» ведущий праздника, а это специально избранный для этой цели воспитатель (и всегда в помощь ему музыкальный руководитель, собирают заявки от каждой группы – что они могли представить на празднике. Затем на основе этих предложений составляется сценарий.
В сценарии всегда предусмотрен сюрпризный момент, что позволяет оценить, чему действительно научились дети.
Если в традиционном образовательном процессе основными методами подачи материала являются беседа, внушение, показ и рассказ, то данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение её в рефлексивной манере каждым ребёнком, безусловно, с последующим обобщением взрослого.
Таким образом, ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях (а рефлексивные круги проводятся ежедневно) осознанную нравственную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей. У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, это связано, прежде всего, с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать вопросы родителям, а на следующий день обсуждает их на групповой рефлексии.
Структура «Ситуации месяца» обязательно включает диагностику знаний и умений детей в начале ситуации, привлечение на занятиях наглядного материала (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т. д., активизацию прошлого опыта детей в различной форме; беседы, драматизация, изодеятельность и т. д.
Выходная диагностика в различных формах: «Волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, опрос родителей и т. д.
Воспитатель фиксирует состояние и знания детей в начале и в конце «Ситуации», планирует дальнейшую работу по этой теме.