Наталья Морозова
Консультация «Без понимания обращённой речи — активная речь не появится»
▼ Скачать + Заказать документы
Без понимания обращённой речи – активная речь не появится!
Развитие понимания речи ребенком намного опережает появление у него активной речи и является базой и предпосылкой для возникновения последней.
Понимание обращенной речи детей раннего возраста
До года
•Выделение по слову взрослого некоторых знакомых предметов, игрушек, часто показываемых и называемых, находящихся в определенном месте (8-10мес.).
Темочки:
•Знание своего имени, различение интонаций голоса взрослого (6-8мес.).
•Выделение по слову близких людей (матери, отца, бабушки): «Где мама?», «Где папа?», «Где баба?» (10мес.).
•Понимание и выполнение разученных ранее простых действий и движений по слову взрослого (без указательного жеста): «ладушки», «до свидания», «дай», «на», «возьми», «дай ручку», «сорока-ворона» (10-12мес).
• Понимание названий (выделение по слову) нескольких предметов, игрушек независимо от их местоположения
С 1 года 3 мес. –1 года 6 мес. :
•Понимание названий окружающих предметов обихода (посуды, одежды, игрушек, действий.
•Понимание команды «нельзя» и «можно» без жестового подкрепления и интонационного отношения.
•Выделение по слову предметов и игрушек на предметных картинках, где изображение максимально приближено к оригиналу (при выборе из двух – трех).
•Понимание и выполнение простых речевых инструкций: «положи», «открой», «закрой», «сними», «надень», «брось», «дай маме», «отдай тете», «покачай куклу», «постучи молоточком», «покатай машинку», «покорми лялю» и др.
•Показ частей лица и тела на себе, на взрослом и на кукле.
•Узнавание игрушек и предметов на однопредметных картинках (сличение предметов с их изображением).
С 2 лет:
•Узнавание предметов, игрушек и действий на простых сюжетных картинках.
•Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки.
•Практическое понимание предлогов и предложно-падежных конструкций.
•Понимание простого рассказа по сюжетной картинке, ответы на вопросы взрослого.
•Понимание единственного и множественного числа существительного.
С 2 лет 6 мес. :
•Понимание короткого рассказа взрослого без показа о событиях, имеющихся в опыте ребенка.
•Понимание единственного и множественного числа глагола, прилагательного, времени глагола.
Создание речевой среды вокруг ребёнка
Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.
Создание речевой среды включает в себя следующие моменты :
постоянный разговор с ребенком;
единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;
определенные требования к речи окружающих взрослых;
постепенное усложнение речевого общения;
организация специальных речевых игр и упражнений.
Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений.
Постоянный разговор с ребенком!
С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч.
При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.