Надежда Садовникова
Йога для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: физическое развитие, здоровьесбережение.
Участники проекта: рабочая группа по здоровьесберегающим технологиям под руководством инструктора по физической культуре, дети
3–7 лет, родители, сотрудники ДОУ.
Вид проекта: практикоориентированный, детско-родительский.
Продолжительность: долгосрочный (декабрь 2023 — май 2024)
Публикация «Йога для дошкольников» размещена в разделах
Актуальность: Одним из основных направлений работы образовательной деятельности ГБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 123» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них — это занятия детской йогой.
Йога для дошкольников — это занятия, которые снимают напряжение, укрепляют иммунитет и улучшают осанку, помогает развить гибкость, координацию движений, а впоследствии избежать распространенных заболеваний позвоночника, таких как сколиоз. Кроме того, детская йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм, даёт выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна гипервозбудимым, невнимательным детям (доказано, что дети, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, меньше устают).
Проект позволяет решать физкультурно-оздоровительные задачи поэтапно, в игровой форме, с учетом возраста детей, в тесной взаимосвязи всех участников проекта.
Ресурсы проекта: Физкультурно-оздоровительная среда в ДОУ: физкультурный зал, центры двигательной активности в возрастных группах, спортивная площадка на территории ДОУ, публикации в интернет-ресурсах.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ и их семей, посредством нетрадиционных форм оздоровления.
Задачи:
Оздоровительные
• укреплять здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
• содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
• укреплять опорно-двигательный аппарат;
• повышать работоспособность организма.
Образовательные
• научить технике выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз и лица, самомассажа;
• совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
• вырабатывать равновесие, координацию движений.
Развивающие
• развивать потребность в ежедневной двигательной активности;
• сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;
• способствовать повышению иммунитета организма.
Воспитательные
• воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);
• воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательные отношения со сверстниками;
• повысить уровень компетентности родителей в вопросах физического здоровья детей – воспитывать культуру здоровья семьи, прививать принципы здорового образа жизни.
Прогнозируемые результаты:
1. Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 3–7 лет, имевших низкий уровень их развития.
2. Снижение заболеваемости и стабилизация эмоционального фона у детей.
3. Формирование установки к ведению здорового образа жизни у детей и родителей.
4. Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, соответствующих возрасту.
5. Расширение адаптивных возможностей детского организма.
6. Повышение показателей физического развития детей.
7. Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.
Вывод: В итоге реализации проекта созданы методические пособия, видеофильм о реализации проекта, произошли изменения в предметно-развивающей среде ДОУ, обновлены центры двигательной активности в возрастных группах нетрадиционным оборудованием, игровыми атрибутами, картотеками и пособиями.
Повысилась эффективность взаимодействия родителей и педагогов ДОУ: родители являются активными участниками, помощниками во всех совместных мероприятиях, проектах, конкурсах. Повышается уровень физической подготовленности и двигательной активности детей.
Перспективы реализации проекта — транслирование опыта работы и итогов проекта на семинаре для педагогических работников на базе ДОУ, для возможности реализации подобного проекта в условиях собственного ОУ.
Список литературы:
1. Асачева, Л. Ф. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста / Л. Ф. Асачева, О. В. Горбунова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 112с.
2. Еремина, Г. А. Хатха-йога для дошколят. Программа кружка для работы с детьми дошкольного возраста/ Г. А. Еремина. – ЗАТО г. Снежногорск, 2012. – 43с.
3. Занкина, В. Йога в кармане : Детская практика /В. Занкина. – М. : Альпина нонфикшн, 2012. – 160с.
4. Иванов, Ю. М. Йога. 99 классических асан, дарующих оздоровление / Ю. М. Иванов. – М. : РИПОЛ классик, 2008. – 384с. : ил.
5. Иванова, Т. А. Йога для детей. Парциальная программа кружковой работы для детей дошкольного возраста /Т. А. Иванова. – СПб: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 192с.
6. Моргунова, О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Практическое пособие /Авт. -сост. О. Н. Моргунова. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 144с.
7. Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа / Л. И. Пензулаева. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128с.
8. Подольская, Е. И. Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно- ролевые занятия /авт. -сост. Е. И. Подольская. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2013. – 246с.
9. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Э. Я. Степаненкова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 96с.
10. Палатник, М. Ю. Простая йога для детей/ Михаил Палатник. - М. : Вадим Левин, 2006. – 120с. (электронный вариант)
Литература, рекомендованная детям и родителям:
1. Занкина, В. Йога в кармане : Детская практика /В. Занкина. – М. : Альпина нонфикшн, 2012. – 160с.
2. Моргунова, О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Практическое пособие /Авт. -сост. О. Н. Моргунова. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 144с.