Екатерина Маслова
Методическая разработка «Относительные прилагательные» (интерактивный плакат)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
С учетом современного социального заказа, обусловленного увеличением числа детей с ОВЗ, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо создавать условия для всестороннего развития личности. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.
Публикация «Методическая разработка „Относительные прилагательные“ (интерактивный плакат)» размещена в разделах
Нельзя не отметить, что дети с тяжелыми нарушениями речи имеют нарушения эмоционально-волевой сферы, которые влияют на социальную адаптацию, склонность к тревожности,затруднения в усвоении обучения. Вследствие чего образовательными организациями создаются специальные условия обучения и воспитания, которые отражаются в адаптированных образовательных программах. В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи необходимо создавать специальные условия, подбирать такие методы работы и приемы, которые были бы эффективными.
ИКТ технологии вошли в сферу образования, позволив использовать в процессе обучения более наглядные, содержательные и эффективные материалы. Одним из наиболее интересных новшеств - стал интерактивный плакат.
Использование интерактивного плаката позволит привлечь внимание дошкольника, вызовет устойчивый интерес к предстоящей деятельности, и впоследствии эффективно усвоить коррекционно-образовательные задачи.
В ходе реализации АОП учителем-логопедом и педагогом-психологом в речевом исоциально-коммуникативном направлении развития воспитанников решаются задачи по формированию активной грамматически правильной фразовой речи, речевых форм общения с взрослыми и сверстниками, развитию у детей познавательной функции речи. Развивается волевая регуляция поведения, пространственная ориентация, внимание и мышление. Установление положительного эмоционального настроя. Развитие коммуникативных навыков и благоприятных взаимоотношений.
Тема фрагмента ООД: «Относительные прилагательные».
Цель фрагмента ООД: формирование лексико-грамматических категорий речи, развитие эмоционально-волевой и социальной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования интерактивного плаката.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать экспрессивную речь;
-учить правильно понимать вопрос какой, какая, какие по материалу?;
-учить образовывать относительные прилагательные, используя наглядную опору в виде интерактивного плаката;
- обогащение словарного запаса;
- закрепление навыков согласования существительных с числительными и прилагательными.
Коррекционно-развивающие:
- развитие понимания обращенной речи;
- развитие зрительного внимания, памяти, мышления;
- развивать волевую регуляцию поведения;
- развивать пространственную ориентацию;
- развивать внимание;
- развивать мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям, самостоятельность в работе;
- воспитывать навык сотрудничества с педагогом, умение слушать собеседника;
- способствовать установлению положительного эмоционального настроя.
Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) : речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интегрируемые образовательные области (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) :
- высказывает свои потребности в активной фразовой речи;
- правильно образовывает относительные прилагательные;
- понимает значение относительных прилагательных и выполняет инструкцию, включающую использование относительных прилагательных;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- взаимодействует с взрослым, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- старается выражать свои мысли и желания, старается использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- имеет способность к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать.
Форма проведения фрагмента ООД: индивидуальная.
Методы и приёмы :
- словесный, наглядный, игровой, познавательный, социальный, самоконтроля, проблемно-поисковый, познавательный;
- логические рассуждения, беседа, разъяснения, пояснения, инструктаж, дискуссия, ситуации занимательности и новизны, поощрение, создание ситуации успеха.
Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникативная, развивающего обучения, исследовательская (частично, игровая технология.
Предварительная работа: обогащение словарного запаса по теме «Относительные прилагательные», рассматривание иллюстраций по теме.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Интерактивный плакат, компьютер (ноутбук).
Группа: ребенок, обучающийся по АОП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Количество участников: 1.
Время реализации: фрагмент включен в ООД (длительность ООД 20-25 минут).
Место реализации: кабинет педагога-психолога.
Интерактивный плакат состоит из следующих слайдов:
Слайд 1: Титульный лист;
Слайды 2-6: Психологическая разминка. Задания на определение пиктограммы эмоций, определение эмоционального настроения;
Слайды 7-10: Гимнастика для глаз;
Слайды 11-27: Задания на определение прилагательного относительно предъявляемого предмета «Что из чего сделано»;
Слайды 28-31: Задания для закрепления изученного материала «Проверь себя»;
Слайд 32: Положительная оценка выполненного упражнения;
Слайд 33-35: Рефлексия.
Использование интерактивного плаката :
Для того чтобы начать работу с интерактивным плакатом необходимо :
1) Включить интерактивный плакат в полноэкранном режиме;
2) На титульном листе кликнуть на стрелку в правом нижнем углу, для осуществления перехода на следующий слайд;
3) Слайд «Мое настроение сегодня» - это психологическая разминка для ребенка. Дошкольнику предлагается назвать эмоцию соответствующую пиктограмме и кликнуть мышкой по изображению. Осуществится переход по гиперссылке на изображение эмоционального состояния героя из мультфильма «Головоломка». После выбора всех эмоциональных состояний дошкольнику предлагается определить свое эмоциональное состояние в данный момент и соотнести его с пиктограммой. Далее осуществить переход на следующий слайд при помощи клика на стрелку в правом нижнем углу.
4) Следующий слайд разминка для глаз. Так как работа с компьютером является для глаз ребенка достаточно напряженной, необходимо подготовить ребенка к длительной работе. Кликаем на стрелку в правом нижнем углу и переходим непосредственно к разминке для глаз «Синяя птица». Ребенку необходимо следить за синей птицей, которая перемещается по экрану в разных направлениях. Далее кликаем на стрелку в правом нижнем углу и переходит к основным заданиям интерактивного плаката.
5) Появляется слайд с вопросом «Что из чего сделано», необходимо кликнуть мышкой на предметы (поочередно) для осуществления перехода на следующий слайд с вопросами.
Например, кликаем на дерево, осуществляется переход на следующий слайд с картинками, далее кликаем на каждую из картинок, вследствие чего появляются вопросы (какой, какая, какие) ребенок отвечает на вопрос, кликает на крестик и далее на следующую картинку, и так пока не ответит на все вопросы. Далее необходимо кликнуть на крестик два раза для возврата на общий слайд «Что из чего сделано», и выбрать следующий материал, и так до последнего материала.
6) Далее ребенок кликает на крестик. Осуществляется переход к следующему слайду «Проверь себя». Ребенку необходимо соотнести предлагаемую предметную картинку с соответствующим материалом, кликая мышкой на выбранный материал. Если ребенок выбирает правильный материал, то предмет, изображенный на картинке, переместится к соответствующей картинке с предлагаемым материалом, если же ребенок ошибается, то перемещения не произойдет. Так необходимо соотнести каждый предмет к соответствующей картинке с материалом, при этом отвечая на вопрос (какой, какая, какие, для появления каждой предметной картинки необходимо кликать на стрелку в правом нижнем углу.
7) Далее, кликнув на стрелку в правом нижнем углу, осуществляется переход к следующему слайду «Отлично!».
8) Осуществляем следующий клик по стрелочке в правом нижнем углу и переходим к рефлексии. Ребенку предлагается выбрать смайлик с улыбкой, если ему понравилось занятие и он не испытывал трудностей при выполнении упражнений, или выбрать смайлик с грустным настроением, если ребенку что-то не понравилось или были трудности во время выполнения упражнений. Далее необходимо кликнуть на выбранный смайлик и осуществляется переход при помощи гиперссылки на следующий слайд в зависимости от выбранного смайлика. Если это веселый смайлик, то появляется интерактивная картинка «салют», если грустный смайлик, то интерактивная картинки с воздушными шарами.
9) Работа с интерактивным плакатом окончена.