Нугуманова Ксения
Аутоагрессивное поведение — риски для жизни и здоровья детей: причины, особенности, профилактика
▼ Скачать + Заказать документы
Детская повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность обусловливают импульсивность в принятии решения, в том числе и суицидального характера.
• Гнев, протест, злоба или желание наказать себя и других также могут лежать в основе развития суицидального поведения.
• Для детей старшего дошкольного возраста характерны повышенная склонность к эмоциональности и неправильному самоанализу.
• Эмоциональная нестабильность и неумение ослабить эмоциональное напряжение также приводят к аутоагрессивного спектра.
Публикация «Аутоагрессивное поведение — риски для жизни и здоровья детей: причины, особенности, профилактика» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
• Дети, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. Это происходит из-за неадекватного понимания «смерти», которая в младшем возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Часто учащиеся средней школы думают, что смерть является наказанием за плохие дела, они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой
• В развитии аутоагрессивного поведения немаловажную роль играет подражание (копирование образцов поведения) и повышенная внушаемость.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА:
• Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к своей личности и продуктов деятельности.
• Затяжное подавленное настроение, низкий эмоциональный фон, раздражительность.
• Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, стал дарить дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
• Разговоры или намеки о желании умереть или о нежелании продолжать жизнь.
ГРУППЫ РИСКА АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ — ЭТО ДЕТИ:
• находящиеся в сложной семейной ситуации (развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
• испытывающие серьезные проблемы в сфере обучения;
• не имеющие друзей;
• не имеющие устойчивых интересов, хобби;
• склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания);
• перенесшие тяжелую утрату;
• имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида);
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ:
• Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в окружении ребенка (в семье, ДОУ, группе).
• Насыщенность жизни яркими событиями, дающими ребенку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость (социальные проекты, творческие акции и т. д.)
• Возможность доверительного общения ребенка с родителями, педагогами, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни, к чувствам и переживаниям ребенка.
• Помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей.
• Устойчивые социальные связи, значимые для ребенка и, прежде всего, — семейные.
• Контроль использования ребенком интернет-ресурсов.
РОЛЬ ПЕДАГОГА (ВОСПИТАТЕЛЯ) В ПРОФИЛАКТИКЕ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Профилактика аутоагрессивного поведения несовершеннолетних может быть эффективной только при комплексности и внедрении «командного стиля» работы. Педагог может быть организатором или активно участвовать во многих мероприятиях, прямо или косвенно направленных на профилактику суицидального риска. Наряду с этим воспитатель, как человек, который общается с ребенком регулярно, может непосредственно повлиять на позитивное разрешение трудной для ребенка ситуации:
• Если вы увидели хоть один из признаков, свидетельствующих о надвигающейся угрозе риску подростка – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание воспитаннику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию!
• Обратитесь к дошкольному психологу или к другим специалистам за помощью.
• Если Вы воспитатель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.