Любовь Токарева
Адвент-календарь как инновационная игровая форма обучения детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Адвент - календарь как инновационная игровая форма обучения детей»
Слайд 1.
В ФГОС ДО изложен перечень требований к оформлению
развивающей предметно-пространственной среды, в частности, о
необходимости ее приближения к домашней. В этом плане всегда интересно внедрение современных образовательных технологий, новаторских идей в совместную образовательную деятельность с дошкольниками. Поэтому в подготовке к одному из самых значительных праздников – Новому году и оформлении группового помещения к нему, совместными усилиями с моими
Публикация «Адвент-календарь как инновационная игровая форма обучения детей» размещена в разделах
воспитанниками мы подошли ответственно, масштабно, и как говорится, с изюминкой.
Такой изюминкой, на мой взгляд, стало совместное с детьми
изготовление и дальнейшее использование в течение всего декабря
адвент - календаря. Была поставлена задача - сделать его не только
самостоятельным украшением интерьера группы, но и дидактическим
пособием для проведения различных видов совместной деятельности с детьми, а также мотивационным стимулятором для ребят на дальнейшее активное участие в оформлении развивающей предметно-пространственной среды к зиме и празднованию Нового года. Ценность заключается в том, что адвент - календарь является эффективным маркером игрового пространства РППС, который позволяет предложить детям увлекательную и познавательную деятельность в интерактивной форме. Детям дошкольного возраста еще очень трудно ориентироваться во времени, так как это понятие размытое, неосязаемое. Для большинства из них к пяти годам прочно усвоен прямой устный счет до 10, но проследить смену 31 дня в декабре без помощи взрослого им еще не под силу. Хотя интересоваться, сколько же времени остается до встречи Нового года, в силу природной любознательности и детской нетерпеливости, дошколята начинают задолго до его наступления. Разрешить это противоречие для дошкольников поможет адвент- календарь. Что же такое адвент – календарь?
Адвент- календарь для детей – это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности детей, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка. Дети сами решают, какой элемент сегодня выбрать, а значит, чувствуют важность своего решения. Адвент – календарь помогает детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили, а так же дает возможность самостоятельно проанализировать свой результат.
Слайд 2.
Адвент (от лат. adventus - пришествие) или ожидание чего-либо, какого – либо события.
Адвент - календарь (или календарь ожидания праздника) был изобретён в Германии в 1903 году Герхардом Лангом. Когда он был ребёнком, его мама в преддверии Рождества пекла 24 безе и прикрепляла их к картону, чтобы сын знал, сколько осталось до сочельника. Когда Ланг вырос и стал владельцем типографии, его фирма первой в мире выпустила адвент - календарь с 24 разноцветными картинками на рождественскую тематику. Дети могли наклеить рисунки танцующих пекарей, делающих крендельки, и ангелов, работающих на немецкой почте, поверх стихов. В 1920 году издательство разработало первый календарь с открывающимися дверцами и запатентовало своё изобретение.
Слайд 3
Его открывали один раз в день, в окошке лежало маленькое печенье или конфета. Ребенок считал, сколько окошек уже открыто, сколько закрыто и, таким образом, представлял себе, когда наступит долгожданный праздник.
Слайд 4.
Зачем же нужен Адвент - календарь? Адвент - календарь может быть приурочен к любому празднику. Он может быть на любую тему. Оформление календаря так же имеет множество вариантов.
Слайд 5.
Можно оформить в виде панно, объемной фигуры, лепбука, в виде аппликации на листе бумаги разного формата. При изготовлении календаря используют разнообразные материалы: ткань, бумага разной фактуры, и качества, готовые предметы, бросовый материал.
Слайд 6.
Например: адвент, посвященный дню рождения, можно оформить в виде разрезанных кусков торта, красивых праздничных коробочек с сюрпризами, домика с открывающимися окошечками и т. д.
Слайд 7.
Цель: Создание условий для проявления познавательной активности ребенка дошкольного возраста.
Слайд 8.
Адвент- календарь помогает педагогу решать следующие педагогические задачи:
• Развивать умение визуализировать и озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами;
• Воспитывать и развивать всесторонне развитую личность
• Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать знания в повседневной жизни;
• Развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения;
Слайд 9.
Для ребенка
Познавательный процесс превращается в игру;
Повышает самооценку;
Развивает и поддерживает самостоятельность детей;
Для педагога
Гибкое планирование
Активная деятельность ребенка со всеми участниками образовательного процесса (родитель-ребенок-воспитатель)
Глубокий интерес к познавательной деятельности у детей, ожидание предстоящей работы.
Инициатива ребенка
Слайд 10.
Методика использования Адвент – календаря.
Адвент–календарь можно использовать в любой возрастной группе. Но есть методические рекомендации: в средней группе срок реализации 5-10 дней, в старшей 2-3 недели. Чем старше дети, тем больше может быть срок ожидания.
Слайд 11.
Принципы составления Адвент – календаря.
Слайд 12.
В нашей группе появилась новогодняя традиция. Мы отмечаем, сколько дней осталось до нового года в адвент - календаре. О котором я хотела бы Вам рассказать.
Ожидание праздника можно сделать для детей не менее приятным, чем сам праздник. Когда до праздника остается совсем немного времени, то у ребят все чаще и чаще возникает вопрос: «А сколько еще дней осталось?». Для детей время – очень сложное понятие. Чтобы помочь детям научиться ориентироваться во времени мы решили создать «календарь ожидания». Для формирования первичных представлений об адвент- календаре я подготовила для детей мультимедийную презентацию. Благодаря ее просмотру, дети узнали, что изготовить их можно из фанеры, картона, ткани, различных видов бумаги, из пластика или полиэтилена. Разнообразие внешнего вида также поразило их воображение: в виде многоэтажного дома, сказочного дворца, корабля, носков, варежек, бумажных пакетиков или тканевых мешочков, конвертов, снежинок, снеговиков или конусов. Также я рассказала своим дошколятам, что внутрь можно вкладывать сладости, небольшие игрушечки, сюрпризы. Разнообразие увиденного вызвало разногласия среди ребят о том, как должен внешне выглядеть наш адвент- календарь. Во время беседы «Что такое адвент-календарь?», мы с ребятами детально обсудили внешний вид нашего календаря. Свой выбор внешнего вида мы остановили на ёлочке, но необычной, сказочной, так как сам дух праздника Новый год пропитан атмосферой волшебства.
Слайд 13. Немного опишу наш календарь. Новогоднюю ёлочку мы рисовали и украшали вместе с детьми. На ёлочке расположены кружки с цифрами. Количество дней календаря, очередность заданий и даты, когда их нужно выполнить, мы скорректировали в соответствии с датой утренника. Задания подбирали с учетом возраста детей и основных видов деятельности, которые предусматривает ФГОС ДО. Чтобы поддерживать интерес дошкольников на протяжении всего периода работы с календарем, задания старались чередовать. Это были наблюдения на прогулке, опыты и эксперименты, игровая, изобразительная, музыкальная деятельность.
Слайд 14. Когда наша Новогодняя красавица была готова, мы принялись с детьми за изготовление почтового ящика, для писем Деду Морозу. И здесь у нас с детьми возник вопрос, куда Дед Мороз будет приносить для нас свои послания. И мы решили изготовить ящик для писем и заданий от Деда Мороза. Ящик у нас получился большим, чтобы в нем помещались не только письма, но и материалы, которые помогут детям выполнить задания. В процессе работы мы договаривались о том, как дети будут с ним работать. И вот, наконец, то всё готово.
Слайд 15.
2 декабря – был первый день работы по календарю. Мы объявили детям, что пришла зима, и начала свою работу почта Деда Мороза. Предложили им написать, нарисовать письмо Деду Морозу и узнать, когда же он придет к нам в группу дарить подарки. Дети писали письма и опускали их в почтовый ящик. Слайд 16.
На следующий день после отправки писем, дети, придя в детский сад, обнаружили в почтовом ящике послание от Деда Мороза.
Слайд 17,18,19,20.
В посылке было письмо, зашифрованное послание, и первое задание - сделать новогодние открытки – приглашения на новогодний утренник для родителей. Далее каждый день в почтовом ящике вместе с заданиями мы с детьми находили украшения на елку – элементы календаря, каждое из которых ведет к разгадке.
Слайд 21. Дети с огромным удовольствием принялись за выполнение первого задания Деда Мороза - изготовление новогодних открыток-приглашений на новогодний утренник.
Слайд 22. День снежинок. Слайд 23. Снегири. Слайд 24. И вот опять новое задание.
Слайд 25. Символ года «Крыска».
Слайд 26. Рукавички для Снегурочки.
Слайд 27. Животные севера. Северный олень.
Слайд 28. Помощник деда Мороза – Снеговик.
В своей практике я использую этот метод недавно, но могу сказать, что это стало эффективным средством стимулирования детей к познавательной и творческой деятельности. Возросла детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества; усовершенствовались коммуникативные и речевые навыки; дети стали легче воспринимать и усваивать инструкцию взрослого, четче формулировать мысли; у детей сформировались аналитические предпосылки, они не только стали воспринимать информацию, но и устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд 29-30. Мастер-класс «Адвент- календарь Дед Мороз»
Сегодня я предлагаю изготовить один из видов календаря ожидания Нового года.
- Кто символ Нового года?
- Дед Мороз. - Вспомните, что общего у Санта-Клауса и нашего Деда Мороза?
- Конечно же, борода. Очень часто дети разных стран пробуют подёргать и Санта-Клауса, и Деда Мороза за бороду. Ну а мы позволим себе в декабре эту бороду ещё и подстричь.
- Для изготовления адвент- календаря нам потребуется половинка бумажной тарелочки, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры или цветные ручки. Этапы изготовления изделия:
• Вырезать основу из бумажной тарелочки.
• Из розовой бумаги вырезать круг и наклеить на основу.
• Красную шапку наклеить на основу.
• Из красной бумаги вырезать небольшой кружок (нос)
• Получившиеся детали наклеить на лицо Деда Мороза.
• Наклеить глаза.
• При помощи линейки и простого карандаша расчертить бороду на полосы шириной 7-8 мм, начиная снизу!
• Пронумеруйте снизу вверх полосы на бороде от 1 до 31 – это будут дни декабря. По желанию можно чередовать цвета в написании чисел.
- С оборотной стороны каждой полосы можно что-нибудь записать. Давайте подумаем что? Это может быть задание на этот день или доброе пожелание.
Из ваты приклеить усы Деду Морозу и опушку к шапке.
- Деда Мороза можно закрепить на стене или на холодильнике и каждый день отрезать по полоске бороды с соответствующей датой. Чем короче борода, тем ближе Новый год. Можно к Деду Морозу с уже короткой бородой сзади шапки прикрепить тесёмку и на Новый год закрепить на ёлке среди шаров.
На ваших местах лежат две ёлочные игрушки. Если вам понравилась идея, и вы готовы её использовать в своей работе, то на ёлочку приклейте символ будущего года - крыску. Если вам идея понравилась, но вы считаете, что такой календарь сложен в изготовлении и должен выполняться детьми только дома с родителями, то наклейте на ёлочку шарик. Если вам идея с календарем показалась не очень интересной, то «положите» одну любую игрушку у ёлочки. Я рада была с вами познакомиться и поработать. - Я желаю вам, чтобы каждый день приносил вам радость!