Получи документы

Значение понятий логопедия и ПМПК в ДОО

Татьяна Петрова
Значение понятий логопедия и ПМПК в ДОО

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово, “пейдео” (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи», называется учителем-логопедом. В нашей ДОО, помимо воспитателей, физ. инструктора и музыкального руководителя, педагога-психолога с детьми с ТНР занимается учитель-логопед,

Публикация «Значение понятий логопедия и ПМПК в ДОО» размещена в разделах

Что означает понятие группа компенсирующей направленности для детей с ТНР? Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР - это группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей, зачисленных в эту группу психолого-медико-педагогической комиссией.

Какие дети попадают в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный.

ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов группы компенсирующей направленности отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.

А именно, работа с детьми проводится по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Родители (законные представители) с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция взрослых: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т. п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» На самом деле заключение специалистов — не приговор, а реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».

Что такое ПМПК?

ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР, ТНР и др.) и определение возможности или невозможности обучения и воспитания ребенка в общеобразовательной группе ДОО.

На обследование ПМПК направляют дошкольников в возрасте 4,5 – 6 лет потому, что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению и воспитанию в обычной группе или нет.

Наше СП направляет ребенка на комиссию с согласия родителей (законных представителей, когда педагоги считают, что ребенку необходимо обучаться в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Как проходит обследование на ПМПК?

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете (одной группе, где ребенок проходит сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог обязательно в присутствии родителя (законного представителя).

Все специалисты могут сидеть за одним столом, а ребенок сидит перед ними. Они задают вопросы и просят выполнить задания в соответствии с возрастом. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК не комфортна для ребенка. По времени обследование занимает примерно минут 30 - 40.

Подготовка ребенка к прохождению ПМПК

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

Что спрашивают на ПМПК?

• Просят рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т. д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.

Просят рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях : больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т. д.).

• Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.

Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:

o синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)

o антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)

o омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.

• Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т. д., чувствах (усталость, радость).

Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть мяч, встать на одну ногу и т. д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторюсь, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должен ознакомиться родитель (законный представитель) под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В заключении ПМПК будут содержаться рекомендации родителям:

• По какой программе ребенок продолжит обучение в ДОО;

Нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия: с учителем-логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психолога.

При заключении ПМПК, что ребенок нуждается в коррекционной помощи, с сентября нового учебного года, ребенок начинает обучение и воспитание в ДОО по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи, т. е. посещает группу компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Публикации по теме:

Значение игр и занятий со строительным материаломЗначение игр и занятий со строительным материалом «Значение игр и занятий со строительным материалом». Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нм,.

Дидактические игры по математике для младшего дошкольного возраста. Изучение временных понятий и определение местоположения 1. Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» Цель игры: упражнять детей в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Лепка в ДОУ и ее значениеЛепка в ДОУ и ее значение ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ Лепка для детей — очень важный ресурс развития. В обучении лепке развивается образное мышление ребенка, память,.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Оформление группы к Новому году как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возрастаОформление группы к Новому году как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возраста Оформление группы к Новому году, как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возраста. Воспитатель : Исаева Светлана.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Развивающие игры и их значение для детейРазвивающие игры и их значение для детей Всестороннее развитие ребенка закладывается ещё в первые годы жизни, поэтому вовремя начатое развитие и воспитание обеспечивает стабильное.

Стихи для детей 5–12 лет, посвящённые разъяснению детям понятий Родины, её символики и отношения Родины к ним В публикациях педагогов на МААМ встречаются публикации, посвящённые государственному флагу России, понятиям Родина и малая Родина, празднику.

Значение музыкального воспитания Значение музыкального воспитания С давних пор музыка признавалась если и не самым важным, то одним из важнейших средств формирования личности,.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение понятий логопедия и ПМПК в ДОО
Опубликовано: 31 марта 2021 в 20:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД