Получи документы

Социально-коммуникативное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр

Наталья Бунихина
Социально-коммуникативное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр

Выступление на тему:

«Социально – коммуникативное развитие детей

2-3 лет посредством дидактических игр»

Бунихина Наталья Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребенка- детский сад «Росинка»

муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

слайд содержание

Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр» размещена в разделах

1 Мир детства - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

Социализация ребенка является одним из главных направлений работы дошкольных

образовательных учреждений. Основой для развития личности ребенка является начальный социальный опыт общения с другими, этот опыт определяет то, каким будет поведение ребенка в будущем, учит принимать и понимать других людей.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника предполагает умение ориентироваться в близком ему социальном окружении, осознавать ценность к собственной личности, выражать чувства и быть терпимым по отношения к обществу. С младшего дошкольного возраста воспитанников педагоги пытаются помочь социально-личностному развитию детей с помощью различных методов и технологий. Так, для детей младшего дошкольного возраста, главным методом социально-коммуникативного развития является игра.

2 По мнению многих педагогов, знания ребенка легче всего усваиваются в игре. Формировать знания детей о явлениях общественной жизни, окружающем мире и обществе помогает дидактическая игра.

3 Дидактическая игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развивается познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений). Дидактические игры используются как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем мире. В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Дидактическая игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учиться рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются его внимание, память, развивается познавательный интерес. Дидактическая игра формирует знания детей о явлениях общественной жизни, помогает активно познавать окружающий мир и становиться его частью. У детей за счет содержания дидактических игр формируется правильная картина социальной жизни : отношение природе, к предметам окружающего мира, обществу, разным профессиям, к труду людей.

С помощью игр, воспитатель создает для детей такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

4

Дидактические игры различаются : по обучающему содержанию; игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей; познавательной деятельности детей; по роли воспитателя.

Содержание образовательной деятельности является основой для направления игр: игры по сенсорному воспитанию; словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений; музыкальные игры; игры по физической культуре; лепке, аппликации, рисованию.

Содержание в дидактических играх определяется программой, опираясь на знания, уже имеющиеся у детей, полученные в разных образовательных областях, складываются воедино.

И в зависимости от материала дидактические игры делятся 3 вида.

Игры с предметами: основаны на непосредственном восприятии, соответствует стремлению ребёнка действовать с вещами, описывать словами их внешний вид, качества. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

Настольно – печатные игры, в их основе, как и в играх с предметами, принцип наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.

По содержанию настольные игры разнообразны, это лото и парные картинки, они знакомят детей с отдельными предметами с их качествами, учат характеризовать их словами.

Другие, уточняют представления о сезонных явлениях природы, о разных профессиях («Что кому нужно»). Как и дидактическая игрушка, настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. В основном настольно- печатные игры создаю сама: по темам, интересам детей.

Наиболее сложным видом дидактической игры является словесные игры: эти игры имеют большое значение для развития речи, мышления ребёнка. Словесные игры проводятся преимущественно в старшем дошкольном возрасте и важны для подготовки детей к школе.

5-7 Дидактическая игра является сочетанием наглядности и действия самих детей с игрушками, слов воспитателя, игровыми пособиями, предметами, картинками. При объяснении игры речь воспитателя должна быть понятной детям, образной и вместе с тем краткой, наглядно на примере показывать детям, как нужно выполнять то или иное игровое задание.

Главная педагогическая ценность дидактических игр в том, что разные дети начинают думать, каждый по своему, но думают и приходят к решению поставленной задачи.

В своей педагогической практике в период адаптации детей к детскому саду, с целью знакомства, привития культурно-гигиенических навыков я провожу игры с предметами, а, именно с куклой. Куклу и другие предметы-игрушки использую в процессе дидактических игр : «Встретим новую куклу», «Угостим куклу чаем», «День рождения у куклы», «Накрываем стол для кукол» и другие.

8 Часто использую мячик, который помогает в таких играх, как «Назови своё имя», «Назови фрукты», «Фрукты- овощи», которые способствуют формированию коммуникативной деятельности детей.

9

11-12

13

14

Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры во время проведения непосредственной образовательной деятельности «Познание», «Коммуникация». Дидактические игры используя на занятиях, игровых ситуациях с целью выявления, закрепления знаний, умений, способов действий, сообщения новых знаний.

Например, при проведении в младшей группе игры «Что я вижу», «Повтори за мной» - воспитатель выясняет знания о признаках величины предметов и об их пространственном расположении.

В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх «Найди, чей дом», «Подбери колёса к машине», «Подбери по цвету», «Маленький-большой» «Третий лишний». Часто игры являются средством сообщения новых знаний: «Найди пару», «Фигуры», «Мышки в норках», «Картинки- половинки».

Дидактические игры применимы не только во время образовательной деятельности, но и вне занятий, со всеми детьми. С утра удобно применять различные настольно-печатные игры, лото, различные картинки, геометрическая мозаика, «Чудесный мешочек», «Где, чей домик», «Кто пришел и кто ушел», «Чей малыш?», «Что пропало?».

Во второй половине дня наиболее актуальны такие настольные игры «Найди машине свой гараж», «Собери машину», «Кто больше увидит», «Найди свой дом» «Найди листок такой же формы, такого же цвета», «На что же похоже облако».

Родителям можно рекомендовать проводить игры по дороге в детский сад или домой: «Какие виды транспорта заметил», «Найди предмет заданной формы».

15 Таким образом, можно сказать, дидактические игры используются на протяжении всего дня (на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулках, в сюжетно – ролевых играх так же становится дидактическая задача) и не только воспитателем, но и родителями и самими детьми неосознанно.

Следовательно, можно сделать вывод, что дидактическая игра выступает одним из важнейших средств социально-коммуникативного развития младших дошкольников, в играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры.

Ребенок, увлеченный дидактической игрой, не замечает того, что он учится общаться со сверстниками и взрослыми, познает социальный мир с его правилами и нормами поведения. В игре развивается мышление и речь, что способствует познавательному развитию, и таких важных психических процессов, как память, внимание, воображение. Через игру дети приобретают достаточный личный социальный опыт, который послужит им фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр
Опубликовано: 1 мая 2024 в 06:39
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД