МААМ-картинки

Воспитательная система Цдют

Наташа Доценко
Воспитательная система Цдют

Воспитательная система ЦДЮТ № 1

Актуальность

Образование в Донецкой Народной Республике проходит стадию становления новой системы, в которой сочетаются показательные стандарты, прошлое и совершенно новое видение воспитания личности ребенка - настоящего гражданина Республики. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательного процесса. Наша Республика нуждается в поколении образованных, нравственных, активных и предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на её благо и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и образовательных учреждений для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Публикация «Воспитательная система Цдют» размещена в разделах

В этой связи актуальным стал вопрос о создании единого воспитательного пространства, в котором задействованы семья, общество и образовательные учреждения.

Актуальность модернизации воспитательной работы Центра детского и юношеского творчества № 1 определена и социальным заказом участников воспитательно-образовательного процесса : детей, родителей, педагогов. Основными идеями, которые легли в основу концепции воспитательной системы нашего учреждения, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Воспитательная система ЦДЮТ №1 – это воспитательное пространство на основе лучшего существующего опыта, традиций воспитательной работы учреждения и креативных идей, общих дел и творческого потенциала всех участников процесса. Она основывается на современной нормативно – правовой базе.

Целью воспитательной системы ЦДЮТ № 1 является создание условий для становления здоровой, культурной, социально активной личности, развития чувства гражданственности и патриотизма, реализация творческо-креативного потенциала каждого участника образовательно-воспитательного процесса.

Исходя из поставленной цели, были определены задачи:

1. Проанализировать основные компоненты воспитательного процесса.

2. Определить комплекс условий для становления здоровой, культурной, социально активной личности и развития чувства гражданственности, патриотизма у обучающихся.

3. Активизировать традиционные и апробировать инновационные формы и методы детского самоуправления в ЦДЮТ №1 на всех уровнях.

4. Создать в рамках образовательной программы модели совместной деятельности педагогов, воспитанников, родителей как основы для организации сплочения дружественной социальной общности детского объединения

5. Разработать и апробировать творческие совместные проекты.

6. Сформировать комплекс организационно-методического обеспечения функционирования воспитательной системы Центра.

7. Обеспечить постоянную диагностику уровня воспитанности и личностного развития учащихся.

8. Создать банк методического обеспечения функционирования единой системы районной воспитательной работы в условиях ЦДЮТ № 1.

Основные виды совместной детей и взрослых деятельности

Структура воспитательной работы Центра вытекает из направлений деятельности нашего учреждения и представлена следующими блоками:

гражданско-патриотическое воспитание,

экологическое воспитание,

воспитание здорового образа жизни и культуры безопасности,

организация детского самоуправления,

каникулы в кругу друзей.

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач воспитания детей и подростков в ЦДЮТ №1, включает в себя развитие чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовных и социальных ценностей.

В ЦДЮТ реализуется проект «Беречь прошлое - помнить о будущем». Рассматривая и выбирая технологический компонент проекта, мы исходили из представления о том, что формирование патриотических убеждений неразрывно связано с формированием у обучающихся гордости за свою Родину, развитие любви к своему краю, городу, поселку уважения к их истории; важности воспитания на материалах истории и традициях Центра, жизни знаменитых земляков; ценности разностороннего приобщения обучающихся к социально-гуманитарному знанию.

Становлению гражданской позиции обучающихся ЦДЮТ способствует работа музея «История для потомков». Главное отличие музея от других образовательных центров – в его возможности воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать к культурному наследию страны и «малой» родины. Источниками изучения истории родного края становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы краеведческого музея города и собственные изыскания.

На базе музея проводятся массовые мероприятия, тематические экскурсии для обучающихся ЦДЮТ, школьников района, жителей поселка, клубные часы, выставки, экскурсии. Накануне Дня Победы, Дня освобождения Донбасса, Макеевки проходят интересные встречи с людьми героической судьбы.

Традиционным стало проведение операции «Ветеран живет рядом», «Живой голос ветерана». Обучающиеся ЦДЮТ собирают материалы об участниках боевых действий, на основе которых создают экспозиции и выставки в музее: «Эхо войны в моей семье», «Сталинградский котел», «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут», «Они сражались за Родину», «Ветераны Великой Отечественной войны – наши земляки», «Дорогами партизанской славы и подпольного движения».

В музее проводятся фотовыставки-конкурсы «10 замечательных мест Макеевки», «Улицы нашего поселка», «Макеевка православная».

Художественно-эстетическое воспитание ориентировано на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, возможность творческого самовыражения, креативности, творческой импровизации, развитие художественного вкуса, навыков эстетической оценки произведений искусства и своего творчества. Самыми популярными среди детей и подростков являются кружки и студии художественно-эстетической направленности. Это закономерно, так как данное направление предлагает большой выбор образовательных услуг по раскрытию и развитию творческой индивидуальности ребенка. Наибольшее количество детей выбирают занятия в студии современного танца «Флоренс», хореографической студии «Джерельце», экологического дизайна, кружках «Изготовление сувениров», «Ступеньки к творчеству», «Волшебная бусинка», «Художественное вязание», «Лоскутная пластика».

Организация и проведение традиционных и ежегодных массовых мероприятий - неотъемлемая часть реализации воспитательного процесса. Традиционный праздник «Посвящение в кружковцы» - главный праздник, который собирает всех ребят, родителей и гостей. Сказочное путешествие в волшебную страну Творчества. Дорога в необыкновенную страну особенная, детей ждут интересные приключения и герои: королева Красок, Госпожа Фантазия, вождь по имени Кукума, Мери Поппинс, Султан и восточная красавица, Елена Премудрая, озорная Пеппи. Все сказочные герои помогают детям пройти в страну Творчества, при этом каждый участник получает цветную ладошку - «один из пазликов» символа творчества. В сказочной стране солнце засияло лучиками таланта, фантазии и творчества. А итогом сказочного путешествия стало выступление более 100 детей – юных звездочек Горняцкого района.

Художественно - эстетическое направление реализуется в таких мероприятиях: конкурсная программа «Принцесса Осени» (проводится ежегодно, форум – игра «Дорога к моему «Я», конкурс творческих работ «Веселая ярмарка», интерактивная игра «Фестиваль талантов», игра – путешествие «У нас единая планета, у нас единая семья», мероприятия к Неделе Музыки (конкурсная развлекательная программа «Домисолька», музыкальная викторина «Волшебные нотки», клубный час «Феерия музыки»); мероприятия к Неделе Книги: (музыкально - развлекательная программа «Путешествие в страну сказок», литературная викторина «От буквы к книге.», познавательная программа «Занимательная энциклопедия», интерактивная программа «Стильная сказка», выставки творческих работ обучающихся, педагогов и родителей, мастер-классы, искусствоведческие беседы с медиа сопровождением и виртуальной экскурсией по картинам.

Экологическое воспитание, является важным компонентом человеческой культуры, оно направлено на развитие морально-этических качеств ребенка, осознание значимости своей практической помощи природе, повышение ответственности за свои поступки, самостоятельности и инициативности в области охраны окружающей среды.

Реализация: развлекательная программа «Осенние непосиделки», интерактивная игровая программа «На круглой планете есть место всем на свете» ( тема: «Экология», конкурс рисунков «Цветы - душа земли», игра – путешествие «Экологический серпантин», экологическая игра «Загадки в зимнем лесу на каждом шагу», конкурс «Экореклама», «Эко-комикс», фотовыставка — конкурс «Природа в объективе», онлайн-конкурс «Экологический флэш-моб»

Воспитание здорового образа жизни и культуры безопасности – это содействие физическому развитию ребенка, укреплению его здоровья, профилактика вредных привычек, совершенствование спортивного мастерства, формирования знаний, установок, норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

Реализация: спортивная развлекательная программа ««Сильные, здоровые и смелые», интерактивная игровая программа «На круглой планете есть место всем на свете» ( тема: «Здоровье», интеллектуальная игра «Правила безопасности», спортивная игровая программа «Олимпийские каникулы», медиа – экскурсия «Тропинка здоровья», познавательная шоу - программа «Живите весело и ярко», конкурс плакатов «Скажем: «Нет вредным привычкам!», викторина «Самый умный» (по основам безопасности жизнедеятельности)

Организация детского самоуправления направлено на защиту прав и законных интересов детей и подростков, обучающихся ЦДЮТ, ориентацию личности обучающегося на гуманистические установки и жизненные ценности в современных политических и экономических условиях, осуществление взаимодействия с администрацией ЦДЮТ, педагогическим составом, различными молодёжными организациями в выработке решений в интересах членов ученического совета, координацию деятельности членов самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив. С этой целью был создан ученический совет «Звездная галактика» - это объединение решительных инициативных, самостоятельных, творческих, активных, интеллектуальных лидеров, которые возглавляют 6 отделов: «Образования», «Организаторов досуга», «Спорта и здоровья», «Информационный», «Экология», «Юные патриоты». Ученический совет возглавляет экологическую комиссию Республики в Республиканском Совете Старшеклассников.

В рамках реализации проекта «Эко-лайф» Республиканского совета старшеклассников с целью формирования позитивно отношения детей и молодежи Донецкой Народной Республики к улучшению окружающей среды своей малой Родины на протяжении учебного года проходили массовые мероприятия с использованием различных форм работы.

Членами совета была проведена Эко - викторина «По неизведанным тропинкам» с учащимися школ района. Участники попробовали себя в роли исследователей и путешественников. Викторина делилась на четыре блока: природа, влияние человека, полезные растения и мир животных. Все команды замечательно справились со всеми заданиями и получили массу позитивных эмоции.

С целью воспитания любви к растениям и бережного отношения к ним на базе ЦДЮТ проходила развлекательная программа «Мир цветов». Участники программы представляли себя в роли определенного цветка, рассказывали легенды, пели песни, читали стихотворения.

Формирование личности, способной отвечать за свои поступки, происходит в период организации и проведения социально значимых дел. С этой целью лидеры «Звездной галактики» участвовали в акциях. Акция «Подарок другу», посвященная Всемирному Дню защиты животных. В ней принимали участие кружковцы вместе со своими родителями.

На конкурс поделок «Дары природы», инициатором которого стала глава ученического совета Кабашнюк Анастасия, дети делали поделки из природного материала. Это были авторские работы, и коллективные, и работы совместно с родителями. По окончанию конкурса была создана выставка работ в холле, где все могли полюбоваться творчеством конкурсантов. Победители конкурса были награждены дипломами ученического совета «Звездная галактика», а все участники получили сертификаты за участие.

На базе ЦДЮТ №1 так же, как и во всех учреждениях нашей Республики в этом году проходила Всемирная акция «Миру мир», посвященная Международному Дню мира. Для малышей состоялся настоящий «праздник на природе». Веселый флэш-моб, песни – повторялки и полет шариков в небо с пожеланиями мира, добра и красоты.

Юные лидеры стали организаторами интерактивного конкурса плакатов «Яркие краски природы». Все участники попробовали себя в роли настоящих художников. Задание было очень простым – нужно было нарисовать за что мы любим нашу природу. Все одновременно взялись за кисточки и начали рисовать: радугу, солнце, цветы, траву.

Лидеры «Звёздной галактики» придумали для обучающихся кружков флэш-моб «В кругу друзей». Идея очень понравилась всем участникам. Под музыкальные игры «У жирафа», «Котенок», «Зажигай», «Гиббон» все участники флэш-моба с задором повторяли движения и пели веселые песни.

Развлекательно-игровая программа «Мир вокруг нас», посвященная Всемирному Дню Земли. Ребята подарили всем зрителям и гостям настоящий праздник. Со сцены звучали песни на тему природы, друзей, и мира на всей Земле. В конце мероприятия под песню «Мы одна семья» участники программы построили на сцене картину нашей красочной планеты.

В рамках экологической акции «Чистая вода Республики» в рамках проекта «Эко-лайф» прошел конкурс рисунков для детей младшего школьного возраста. Участники отразили в своих работах последствия загрязнения водоемов и показали, как важно бережно относится к воде. Победители были награждены грамотами ученического совета «Звездная галактика», а участники сертификатами.

На данный момент в Центре детского и юношеского творчества № 1 для обучающихся запущен конкурс «Эко-комикс», где ребята создают рисованные работы на тему экологии.

В настоящее время лидерами "Звездной галактики" реализуется совместный проект «Family Project» номинация: «Досуг и занятость».

«Каникулы в кругу друзей». В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. В связи с этим методистами и педагогами Центра была разработана программа площадки досуга «В кругу друзей». Она направлена на расширение кругозора ребёнка через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интересов и потребностей. Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в творческой самореализации ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Программа оригинальна тем, что гармонично сочетает в себе воспитательную и оздоровительную, игровую, досуговую деятельность детей и подростков. Каждый день работы площадки досуга имеет тематическую направленность.

Формами воспитывающей деятельности Центра являются: игра (интерактивная, интеллектуальная деловая, ролевая, форумы, конференции, соревнования, викторины (в том числе виртуальные, творческие конкурсы, выставки прикладного творчества, праздничные мероприятия, концерты, вечера, круглые столы, встречи с интересными людьми, игры, КВН, поисково-собирательская работа, музейные экскурсии, музейные часы, уроки мужества.

На сегодняшний день ЦДЮТ № 1 тесно взаимодействует и сотрудничает с образовательными учреждениями района и города.

С каждым из перечисленных образовательных учреждений составлен договор о сотрудничестве, план совместных действий школы и

ЦДЮТ № 1, в котором учтены специфические возможности воспитательного процесса, а также накопленный этим учреждением инновационный потенциал развития.

Особенности управления воспитательной системой

Управление воспитательной системой, определяется системным подходом, когда система и объект управления имеют определённую организационную структуру, т. е. она разделена на части (структурные подразделения, за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия.

Управление воспитательной системой осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, реализацию проектов.

Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор Центра.

Тактическое руководство осуществляют отделы: методический и организационно – массовый.

Руководители методических объединений осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.

Педагогическое диагностирование, поддержку педагогов и обучающихся осуществляют методисты ЦДЮТ.

Культорганизаторы, куратор ученического совета осуществляют различную совместную деятельность обучающихся.

Руководители кружков, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях по реализации воспитательных задач.

Лидеры «Звездной галактики» осуществляют самоуправление.

Родители являются соучастниками образовательного и воспитательного процессов, помощниками во всех начинаниях, социальными заказчиками.

Управление образовательным учреждением как воспитательной системой

Планирование процесса воспитания

При планировании воспитательной системой ЦДЮТ1 учитываются следующие компоненты:

• Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

• Современные педагогические технологии в обучении (Портфолио обучающегося, проектная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты, ИКТ).

• Деятельность ученического совета «Звездная галактика».

• Методическая работа с руководителями кружков.

• Координация воспитательной работы с заведующими отделами.

• Взаимодействие с родителями обучающихся в Центре.

• Организация массовых мероприятий, воспитательных программ, коллективных творческих дел.

• Организация взаимодействия со школами и социальными партнерами

Организация работы педагогических кадров:

• педагогические и художественные советы;

• семинары, практикумы, совместные творческие дела;

• совещания при директоре;

• деятельность методических объединений педагогов по профилю. Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов

Для поддержки мотивации воспитательной деятельности педагогов используются следующие формы и методы работы:

присвоение коллективам звания «Образцовый детский коллектив»,

выпуск рекламной продукции (видеофильмы, буклеты, презентации) о деятельности творческих объединений,

участие в конкурсах городского, Республиканского и международного уровня,

награждения руководителей кружков (грамоты, благодарности) от лица руководителя учреждения.

Контроль процесса воспитания

Источники информации для анализа состояния учебно-воспитательного процесса в ЦДЮТ1 и получения достоверных результатов деятельности участников образовательного процесса: мониторинг, должностной контроль.

Вопросы воспитания в рамках воспитательной системы Центра, рассматриваются на педсоветах, методическом совете, заседаниях методических объединений, совещаниях при директоре:

Творческое объединение как элемент воспитательной системы Центра.

Взаимодействие Центра с семьей в развитии творческой личности воспитанника, его самоопределения.

Социальное партнерство ЦДЮТ№ 1, школ и детских объединений в развитии и воспитании ребенка.

Приоритетные направления воспитательной работы ЦДЮТ №1 в учебном году (педсовет).

Воспитательное значение оценочной деятельности педагога на занятии.

Непрерывное воспитание на занятиях в системе дополнительного образования.

Совместная деятельность дополнительного образования, семьи, школы, социальных партнеров по обеспечению благоприятных условий для всестороннего развития личности обучающегося. (совещание при директоре)

Развитие воспитательной системы Центра как фактор повышения качества дополнительного образования (педагогический совет)

Повышение эффективности кружковых занятий путем внедрения инновационных форм и методов работы (педагогический совет)

Научно-методическая деятельность и внедрение современных технологий в учебно-воспитательный процесс (методический совет)

Воспитательная работа с обучающимися Центра на занятиях и во внеурочное время. Часы общения (педагогический совет)

Внедрение инновационных технологий в деятельность ученического самоуправления.

Таким образом, ЦДЮТ № 1 сегодня – это, во-первых, многоуровневая, вариативная открытая система дополнительного образования, направленная на расширение и углубление стандартов общего и специализированного образования, общекультурную, допрофессиональную подготовку, во-вторых, реализация свободы выбора, в-третьих, приобретение детьми опыта творчества в интересующей их области человеческой деятельности в зависимости от индивидуальных возможностей.

Создание единого воспитательного пространства Центра привлекло к проблемам воспитания педагогическую и родительскую общественность, социальных партнеров, образовательные учреждения района. Это позволяет качественно выполнить социальный заказ на воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Республики.

Проанализировав итоги воспитательной работы можно сделать вывод, что в ЦДЮТ № 1 проведена большая работа по созданию единого воспитательного пространства. Это реализуется через массовые мероприятия, воспитательные мероприятия внутри кружка, оказание методической помощи родителям, социальное партнерство с общественными организациями района, города.

В результате:

создана устойчивая система качественного дополнительного образования детей,

разработаны модель системы воспитательной работы,

усовершенствовались содержание, формы, методы, как образовательного, так и воспитательного процесса, согласно запросу детей и родителей;

активно работает ученический совет «Звездная галактика»;

работа музея «История для потомков» способствовала повышению интереса обучающихся к истории родного края;

проводится мониторинг образования и воспитания,

просматривается удовлетворенность детей и родителей в образовательном процессе.

заметно увеличилось количество обучающихся ЦДЮТ № 1 – победителей конкурсов, как городских, так и республиканских,

массовые мероприятия приобрели городской статус.

Публикации по теме:

Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОСВоспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС Автор: Мажова Светлана Александровна - воспитатель детей дошкольного возраста МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А. С. Гостева".

Дидактическая игра «Береги природу! Экологическая система — лес»Дидактическая игра «Береги природу! Экологическая система — лес» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА Береги природу! (Экологическая система – лес)[ b] Старший дошкольный возраст (старшая, подготовительная группа) Автор.

Готовимся к аттестации. Моя методическая системаГотовимся к аттестации. Моя методическая система Моя методическая система направлена на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста. Вопрос развития речи и мелкой.

Оформление группы ко Дню космонавтики. Мобиль «Солнечная система»Оформление группы ко Дню космонавтики. Мобиль «Солнечная система» Однажды ко Дню Космонавтики захотелось познакомить своих малышей с загадочным и таинственным миром Космоса. Мы беседовали о звездах в.

Наглядное пособие «Солнечная система»Наглядное пособие «Солнечная система» Наглядное пособие "Солнечная система" Здравствуйте коллеги! Вчера прошел день Космонавтики и накануне я изготовила наглядное пособие "Солнечная.

НОД на тему «Солнечная система» в старшей группеНОД на тему «Солнечная система» в старшей группе Цели: закрепить умения работать с пластилином, шаблонами, стекой, приемы изготовления из пластилина мелких деталей; научить изготавливать.

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Макет «Солнечная система» для старших дошкольниковМакет «Солнечная система» для старших дошкольников Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем.

Коллажи «Солнечная система». ФотоотчетКоллажи «Солнечная система». Фотоотчет В канун Дня космонавтики мы с детьми побывали в «кинозале» нашего детского сада (расположенного в одной из частей нашего музыкального зала,.

Учебно-воспитательная деятельность «Мы-космонавты» (фотоотчёт)Учебно-воспитательная деятельность «Мы-космонавты» (фотоотчёт) Ко Дню Космонавтики, мы с ребятами решили тоже полететь в космос. Ну, хотя бы понарошку. Мы серьёзно подготовились: сфотографировались,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитательная система Цдют
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 15:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД